• Официальный сайт издательства "Алматыкітап баспасы"
ЗА КАЖДОЙ ПОБЕДОЙ СТОИТ БОЛЬШОЙ ТРУД
КАТЕГОРИИ
Знакомьтесь, Роман Кадиркулов – учитель информатики и инновационный завуч Сузакской школы-гимназии, автор учебников по информатике для средней школы издательства «Алматыкiтап».

Село Сузак с населением около 10 тысяч жителей находится в Туркестанской области. Роман там родился и после обучения в Ташкентском университете вернулся в школу учителем информатики. Осенью 2019 года он получил престижную награду – «Лучший учитель Республики Казахстан». О своей работе, о том, как стал писать учебники, о достижениях своих учеников Роман рассказал в интервью.

- Я вообще с детства хотел стать химиком, но так получилось, что по своей профессии я физик. В 1992 – 1997 годах учился в Ташкентском государственном университете на физическом факультете. А когда вернулся в родной Сузак, физики у нас в школе были, а вот информатиков - нет. Поэтому на работу меня приняли информатиком, поскольку в вузе я изучал программирование. Ну тут как раз с 1998 года в Казахстане началась компьютеризация, Windows появился. Я сразу отправился в Шымкент и прошел курсы, и вот так начался мой жизненный путь информатика.

Сначала мы с учениками работали на старых компьютерах, изучали бейсик (прим. Basic – язык программирования). Потом я собрал учеников, сделал для них кружок. И после уроков мы работали, я обучал их программировать. Все это было бесплатно. Сам тоже постоянно учился. И уже в декабре 1998 года два моих ученика заняли первые места на районной олимпиаде по информатике. Я был уверен, что мои ученики в дальнейшем смогут получать более высокие, призовые, места на областном и республиканском уровнях, но к этому надо было готовиться основательно. Это было нелегко, ведь тогда, в конце 90-х, почти не было книг и задачников по программированию, и тем более на казахском языке. Тогда, в общем-то, и интернета не было у нас (улыбается).

А потом, в 2000 году, аким нашего района поехал в США для обмена опытом. Там он увидел, как все ученики работают с интернетом. Когда он вернулся, то первым делом провел интернет во всех школах нашего района. Правда, учителя не понимали, зачем нужен интернет в школе. Вот тогда я подумал: «А может, я найду там задачи?» Стал искать российские, украинские олимпиады. Мне главное было найти базу задач, библиотеки разные. И уже в следующем году мы взяли первое место на областной олимпиаде. Так и пошло…

Конечно, нам трудно конкурировать с БИЛ (КТЛ) или НИШ, но мы стараемся держать планку. Мои ученики в 2015 - 2016 годах на областной олимпиаде среди старших классов завоевали два первых места, еще один ученик – третье, а в прошлом году еще трое моих учеников получили первое и вторые места в областной олимпиаде среди 9 - 11 классов. И прошли на республиканскую олимпиаду. Так что, несмотря на то, что мы из Сузака (это 250 километров от центра), а все равно призовые места берем.

- Как вы стали автором учебников?

- У нас апробационная школа. Я 17 лет работаю инновационным завучем, отвечал за апробацию учебников, поэтому хорошо знаю, какими они должны быть, какими должны быть задания. В 2015 году к нам приехали представители «Алматыкiтап» презентовать свои учебники. Я долго думал и понял, что хочу писать книги по программированию на казахском языке. На русском много таких учебников, а на казахском не было вообще. Тогда я и обратился к издателям. Они предложили мне написать учебник по информатике для 3 класса. Сначала, конечно, было страшно. Я приехал в Алматы, встретился с руководством издательства, долго рассказывал им о себе. Видимо, им сложно было представить, как учитель из отдаленного села будет писать учебник, по которому потом школьники всей страны заниматься будут. Но рискнули и дали мне задание - написать 2 урока. И вот, знаете, я эти первые 2 урока писал 25 дней. А там всего-то по 2 страницы.

Меня курировали методисты издательства. Я пишу, им не нравится, я переписываю. И потом понял, что у меня нет самого главного – структуры. И вот когда я ее разработал, то дело сразу и пошло. Сейчас, честно скажу, мои учебники хвалят коллеги. Особенно приятно было, когда на одном семинаре ко мне подошла учительница с 30-летним стажем и спросила: «Ты писал ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) для 3 класса?» Я говорю: «Да, я». «Ну, спасибо тебе за такой учебник», - сказала она и пожала мне руку. Я, конечно, такого не ожидал.

- В чем секрет хорошего учебника?

- Что я могу сказать? Надо хорошенько работать, чтобы хороший учебник получился. За один день ничего не получится. Как я уже сказал, я работаю завучем в сузакской школе, а после работы сажусь писать учебник. К тому же я очень много читаю, изучаю другие учебники, пособия.

Знаете, что самое хорошее в наших учебниках? Это разделы программирования на казахском языке. Раньше авторы писали на русском, потому что информации не было на казахском языке, а потом переводили. А сейчас мы наоборот с казахского на русский переводим.

- Какая самая большая сложность в написании учебника?

- Прежде всего автор должен разработать собственную структуру. Я свою 2 года отрабатывал. Сейчас не боюсь, везде ее могу защитить, перед кем угодно. И пока ко мне претензий не было ни от кого. Почему у нас сильное программирование идет в учебнике? Потому что у меня 20-летний стаж, я уже говорил, что кроме уроков я с детьми дополнительно работал.

- Существует мнение, довольно устойчивое, что сельские школы очень слабые. Но вы своим примером показываете, что это не так. Как вам это удается?

- Во-первых, нам значительно облегчил жизнь век цифровизации. Я у себя в селе каждый день общаюсь и с коллегами, и с издателями по электронной почте, в мессенджерах и т.д. Понятно, что раньше таких возможностей у меня не было.

Второй момент. Я всегда хотел быть личностью. И важными считал такие критерии: первый – целеустремленность, а второй – работоспособность. Знаете, в детстве я много работал летом, кирпичи таскал, помогал родителям. Так и знания приходят с трудом. Труд и знания – равноценные понятия. Если человек не трудится, то и знания просто так не придут. Ведь бывает, что рабочий темп выдержать нелегко. Например, я написал 6 учебников меньше чем за 4 года. Когда программу изменили, учебники нужно было срочно менять, а времени мало. Тогда спать приходилось всего 4 часа в сутки. А невозможного нет. Просто надо работать, работать, работать.

- В 2019 году вы получили почетное звание «Лучший учитель Казахстана». Что лично для вас это значит?

- Знаете, в физике есть закон сохранения энергии. Проще говоря, что вложил, то и получаешь. Я 20 лет своей жизни отдал работе в школе. Я вижу, что многие мои ровесники тихо сидят на работе, получают свою зарплату. В выходные отдыхают. В общем, живут без особых проблем. А я обычно сижу до 3 - 4 часов ночи за компьютером. Потому что всегда считал, что если работаешь ради какого-то идеала, большой цели, то деньги сами придут. А когда деньги – это самоцель, то ничего и не получится.

А награда – это как признание моей работы. Если ты постоянно работаешь, то обязательно к этому придешь. Но за этой победой стоит большой труд.

Смотреть все новости

Комментарии

Оставить комментарий