Главная / Учебники / Отзывы
УМК "Алматыкiтап баспасы"
Фрагменты
Видеопрезентации
Вопросы-ответы
Отзывы

Отзывы

Тестовые диагностические работы как средство контроля

В последние годы активно развиваются технологии повышения качества преподавания и усвоения материала учениками младшей школы. Создаются и печатаются учебные материалы с использованием современных методик преподавания, к которому можно отнести «Тетрадь для контрольных и проверочных работ" (авторы А. Акпаева, Л. Лебедева, В. Буровова) для 3-го класса 11 летней общеобразовательной школы. В простой и удобной для освоения форме изложен материал по предмету Математика. Данное пособие соответствует духу и является одним из элементов практической реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, где очень большое внимание уделено качеству подачи материалов для наиболее полного усвоения их учащимися.
Тетрадь для контрольных и проверочных работ, созданная в соответствии с государственным стандартом по математике для четырехлетней школы одиннадцатилетнего среднего образования ( Алматыкiтап), способствует воспитанию у учащегося творческого восприятия, внимания, памяти, стремления к знаниям. Помогает выработке логически обоснованного, точного, законченного, простого и правильного изложения устной и письменной математической речи.
Исходя из вышеизложенного, следует стремиться к развитию способностей, к анализу, сравнению, обобщению, уточнению, нахождению аналогий и прочим мыслительным процессам. В данном сборнике представлены разноуровневые задания. Учитель должен все излагаемые им правила и понятия связывать с практическими потребностями, требованиями жизни из которых они возникают. Таким образом, в пособии даются задания различной степени сложности. Пособие содержит математические диктанты, тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы для осуществления проверки знаний, умений и навыков учащихся. Этот сборник оказывает большую помощь в организации проверки знаний учащихся, а уроки делает познавательными и увлекательными.
В каждом разделе учебный материал изложен таким образом, что позволяет сочетать законченный объем теоретических сведений с точным набором практических навыков.
Творческий подход к каждому уроку, позволит учащимся хорошо усвоить предлагаемые знания и выработать прочные умения. Понравившиеся им вещи они слушают с удовольствием,
хочу отметить, что социально-экономические перемены, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования. В стратегии модернизации образования находят отражение разнообразные формы обучения, предполагающие свободный выбор и проектирование творческой, поисковой и исследовательской деятельности, сочетание индивидуальной и групповой работы, коррекцию и самокоррекцию деятельности на основе рефлексии, получение "продукта", выражающегося не только в обретении нового знания, но и в самопознании, в осознании каждым участником динамики собственного развития.
Отсюда вытекает необходимость новой оценочной политики в начальной школе. Тормозить введение безотметочного обучения будет отсутствие у учителя других способов оценивания. Хотя говорить приходится, скорее всего, не об отсутствии способов, а о незнании их.
Хочу остановиться на одной из них - тестовой диагностической работе (ТДР). Тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции, как со стороны учителя, так и самими учащимися. Такие работы проводятся дважды: на входе на этап решения частных задач и на выходе - перед созданием "ситуации успеха", открывающей следующий этап. Такой урок задает для каждого ученика свой "вектор" работы с данным понятием или способом. Как правило, указанные работы проверяются учителем совместно с детьми (на входе) и учителем - на выходе. Система таких ТДР от темы к теме, от класса к классу позволяет и учителю, и администрации школы видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, его "точечные" затруднения для экстренной коррекции его действий, позволяет выявить, случайна ли ошибка, или у ребенка есть устойчивый пробел в данном действии. Как правило, такие работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий. Особенность этих работ в том, что учащемуся (либо учителю) искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для "точечной" диагностики затруднений. При использовании ТДР сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Если, например, ребенок при сложении или вычитании допускает ошибки в записи разряда под разрядом, а остальные операции он совершает правильно, то нет смысла давать ему задания, которые охватывали бы весь операционный состав арифметического действия. Надо разбираться с первой операцией, вскрывать причину ошибки. У других детей возникают трудности в других операциях. Таким образом, реально в классе осуществляется индивидуальный подход - дети совместно с учителем, сгруппировавшись по типам ошибок, решают каждый свою задачу. После освоения этого способа через серию частных задач учитель дает повторную работу, где уже смотрится уровень освоения способа в целом.
Приведем несколько примеров. Если мы хотим проверить, насколько полно и верно овладел ученик способом умножения многозначного числа на однозначное, ему необходимо уметь выполнять отдельно пять операций:
1. определять переполнение разрядов;
2. определять количество цифр в произведении;
3. знать таблицу умножения;
4. знать таблицу сложения;
5. знать особые случаи умножения (на 0).

ТДР "Деление многозначных чисел на однозначное".
Операции:
1. определить первое неполное делимое;
2. определить количество цифр в частном;
3. знать "правило остатка" (остаток меньше делителя);
4. знать таблицу деления. Содержание работы;

1. Выдели первое неполное делимое:
536 : 8
536 : 4

2. Определи количество цифр в частном:
63 :7 =
238: 17 =

3. Какие могут быть остатки при делении:
а) на 6;
б) на 99.

4. Верно ли выполнено деление. Подчеркни правильные:
36 5 = 6 (ост.6)
74: 8 = 9 (ост.2)
23: 3 = 7 (ост.2)
6:8 = 0 (ост.6)

5. Реши примеры:


56 : 7
24:3
63:9
36:4
72:8
14:2
35:5
42:6
 

6. Вычисли:

70 – 6
86 – 4
26 -13
54 – 9
15 – 7
49 – 23
 

7. Найди значение выражений:
644 : 23+ 224 : 2
324 : 54 + 132 * 6

Если работать только с числами, то часто учеников будет интересовать конкретный результат конкретного примера, а не процесс нахождения результата. Именно поэтому целесообразно использовать так называемые "сказочные числа". Символика становится одним из средств, помогающих школьникам отвлечься от частностей и удерживать в сознании существенное. Среди заданий могут встречаться "провокационные". Их нельзя решить, не зная конкретного значения сказочных цифр. Поиск таких "ловушек" играет особую роль в формировании у учащихся контроля за своими действиями (пример 4), а также является "портативным" диагностическим средством, показывающим учителю качество детских знаний (пример 1).
Работа эта полезная и положительные ее стороны в том, что, прежде всего, каждый ребенок сам видит, в чем его проблема, на каком этапе испытывает затруднения. Оценивает себя сам: "безболезненно", с помощью "волшебных линеечек", не переводит на "двойки" и "пятерки", а ищет способы, как исправить все ошибки. А роль учителя - помочь, указать источники (учебник, задания в тетради, личная помощь и др.)
Данный сборник помогает в этом важном и полезном занятии. Его можно использовать не только на уроках математики в школах, но и дополнительно решать дома, привлекая в случае необходимости, к решению и составлению задач старших братьев и сестер, папу с мамой, что позволяет добиваться больших успехов. Это не только приучает учащихся к самостоятельной работе, но и привлекает внимание родителей к учебе их детей, т. к. на этом этапе начального обучения родители могут играть роль домашних учителей.
Ильвира Каирова
учитель начальных классов
школа-гимназия №5
г. Алматы
 

Школьные
Дошкольные
Расширенный поиск
В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58