Главная / Издательский блок / Помощь учителям и родителям / Методическая помощь учителю / Тема: «Свойства предметов. Счет предметов».
Каталог "Алматыкітап"
Авторы
Редакторы и методисты
Вопрос-ответ
Помощь учителям и родителям
Отзывы
План мероприятий
Приглашаем авторов
Издательские услуги
Совместные проекты

Тема: «Свойства предметов. Счет предметов».

Цель урока: выявить первоначальный уровень знаний учащихся о свойствах предметов (форма, цвет, размер, материал), умения вести счет предметов и явлений.

Психологический настрой.
Рекомендуем не забывать об этом этапе урока, используя различные варианты настроя детей на работу.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Будем быстро мы считать,
Будем думать и решать.

Вводная беседа о предмете математики и ее роли в жизни людей. На этом этапе учитель должен показать значимость изучения данного предмета.
Устная работа, в процессе которой учитель выявляет уровень подготовленности учащихся. Для этого учитель подбирает предметы и группы предметов (одинаковые и разные по форме, цвету, размеру и материалу). Например, несколько одинаковых по размеру, но отличных по цвету мячей, кубиков и т.д. Организуется работа по сравнению предметов. Выясняется: какого цвета предметы, из чего они сделаны, одинаковые ли они по размеру, могут ли дети определить их форму. Далее предметы сравниваются по перечисленным признакам. Примерное содержание беседы:
– Посмотрите внимательно на эти полочки (на верхней выставлено 5 одинаковых кубиков, а на нижней – 2 другого цвета). Чем предметы похожи, а чем отличаются? Где кубиков много, а где мало? Кто может посчитать кубики? Назовите, каких предметов в классе мало, а каких много.
Аналогичная работа проводится с предметными картинками и учебными принадлежностями.

Работа по учебнику.
Знакомство с учебником и тетрадью. Учитель объясняет функции учебной книги и тетради.
Беседа по сюжету рисунка №1. Учитель просит описать, что изображено на рисунке. Дети должны назвать изображенные предметы, определить их назначение и классифицировать. Возможна опережающая беседа – по пространственным и временным представлениям. Можно задать вопросы:
– Кто изображен на рисунке? (Это ученик – он в школьной форме – и малыш).
– Внимательно посмотрите на предметы, изображенные ниже детей, скажите, какие предметы возьмет школьник в свой портфель, а какие – малыш в детский рюкзачок.
Задание №2 на сравнение двух рисунков. Надо найти все отличия. Чтобы оживить этот этап урока, можно предложить детям поиграть в игру «Что исчезло?». Детям показывается аналогичный набор предметов: посмотрите и запомните, какие предметы стоят у меня на столе.
– Теперь закройте глаза.
Дети закрывают глаза, учитель меняет предметы местами или убирает/добавляет предметы на столе.
– Откройте глаза и скажите, что изменилось.
Далее учитель может также провести беседу об учебных принадлежностях и правилах расположения их на школьной парте.
Задание №3 поможет учителю выяснить уровень владения счетом, умение концентрировать внимание учащихся, умение классифицировать предметы (учебные и не учебные принадлежности).
После выполнения всех заданий учебник нужно закрыть и показать детям правильное расположение учебных предметов на парте.

Работа в тетради.
Прежде, чем приступить к работе в тетради, учитель проводит физминутку (примеры физминуток приведены в конце пособия). Затем необходимо показать, как правильно расположить тетрадь, как правильно держать простой карандаш, ручку. Задание №1 – для выяснения способа счета предметов, которым владеет ребенок. (Может вести счет и устанавливать взаимно однозначное соответствие между двумя группами; изображает данное количество при помощи установления взаимно однозначного соответствия; или не владеет операцией счета). Это упражнение поможет учителю уже на первом уроке продиагностировать уровень владения операцией счета. Учитель предлагает инструкцию выполнения задания:
– Найдите полочку с игрушками и скажите, какие игрушки нарисовал художник.
– Сможете ли вы посчитать, сколько пирамидок (клоунов, мячиков) нарисовано?
– Посмотрите на таблицу. (Учитель показывает, о какой таблице идет речь). Рядом с изображением пирамидки нарисуйте столько палочек, сколько пирамидок вы увидели на полках.
Далее аналогично с другими игрушками.
Задание №2 предполагает сравнение, счет предметов, изображенных на рисунке. Для выяснения представлений детей о размере, цвете, счете детям предлагается дорисовать карандаши – разные по цвету, толщине и длине. Можно предложить задание: раскрась красным толстый карандаш, синим длинный.
Задание №3 – выяснение уровня развития руки и глазомера. Знакомство с клеткой тетради. Учитель предлагает обвести шариковой ручкой по пунктирной линии рисунки. Не следует требовать от детей полного выполнения этого упражнения на уроке. Оно имеет диагностическую цель.
Задание №4 помогает выяснить знание детей об основных геометрических фигурах – круге, треугольнике, квадрате. Раскрашивание способствует развитию мелкой моторики руки. Однако аналогично предыдущему заданию во избежание перегрузки детей и экономии времени не следует требовать раскрашивания всех изображенных фигур.
Уточним, что объем выполнения всех заданий может быть различным. Не обязательно на первом уроке пытаться выполнить все задания в полном объеме. Главная цель этого урока – диагностика знаний и умений ребенка, учитель должен определить, что может каждый ребенок, насколько понимает требования учителя, как держит ручку, как выполняет задания, в каком темпе.
Вышесказанное относится и к остальным урокам. Объем и способ выполнения заданий (устно, письменно, под руководством учителя – самостоятельно, и т.д.) учитель вправе определять самостоятельно, руководствуясь уровнем подготовленности класса и своим видением построения конкретного урока.

Рефлексия.
Этот этап урока мы считает необходимым. Мы не будем возвращаться к нему поурочно, но выражаем надежду на творческое отношение каждого учителя к самооценке учебных достижений его учеников. Каждый учитель может проводить его по своему усмотрению, главная цель этого этапа – уже с первых уроков математики ребенок начинает работу по формированию самооценки и осмыслению учебной деятельности. Маленький светофор на полях – это сигнал к дальнейшим действиям учителя и ученика. Детям предлагается раскрасить соответствующий сигнал, в зависимости от аккуратности и правильности выполненной работы. Учитель также подводит итог урока – резюмирует основные достижения первого урока математики.

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58