Главная / Издательский блок / Помощь учителям и родителям / Методическая помощь учителю / Тема урока: Слово и его лексическое значение
Каталог "Алматыкітап"
Авторы
Редакторы и методисты
Вопрос-ответ
Помощь учителям и родителям
Отзывы
План мероприятий
Приглашаем авторов
Издательские услуги
Совместные проекты

Тема урока: Слово и его лексическое значение

Цель: дать понятие о слове и его лексическом значении.

Задача: 1) дать понятие о лексическом значении слова; 2) учить определять слово по его лексическому значению, пользоваться толковым словарем, давать толкование слова.

1. Игра «Путаница». Цель: Что такое значение слова? Работа с картинками: на доске картинки, под ними написаны слова, не соответствующие значению изображенного предмета. Например рисунки по теме «Цветы»: нарисован пион – подпись «роза», нарисована роза – подпись «астра»; нарисована астра – подпись «ромашка»; нарисована ромашка – подпись «пион».
Найдите, какие слова перепутаны? Переставьте картинки так, чтобы слово правильно называло изображенный предмет. Почему вы заметили ошибки? Потому что каждое слово имеет свое лексическое значение, т. е. указывает на то, что оно обозначает.

2. Чтение и анализ стихотворения А. Шибаева.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, –
И все, что в памяти у нас, – означено словами.
(А. Шибаев)

3. Анализ текста: О чем говорится в стихотворении? Какова главная мысль стихотворения? Выберите главные предложения, в которых выражена основная мысль (Всему название дано… Все означено словами, т. е. обозначено словами). Да, для названия всего, что нас окружает, есть слова. Что могут называть слова? Назовите окружающие вас предметы: стол, брат, улица…; действия: ходить, читать; признаки: холодный, красивый… А из чего состоят слова? (из звуков и букв). Может ли измениться лексическое значение слова, если мы изменим хотя бы один звук? (Да) Докажите: тачка, тучка, точка; ручка, тучка, кочка; кочка, качка, кучка; лом, дом, сом, ком. Раскройте значение этих слов. Чем они отличаются друг от друга? Только ли произношением? Придумайте цепочку таких слов самостоятельно.
Сделаем вывод: То, что обозначает слово – это его лексическое, т. е. смысловое значение.

4. «Смекалочка»: Подумайте, может ли слово состоять из звуков, но ничего не обозначать? Послушайте разговор Незнайки и Цветика. Можно ли назвать слово, придуманное Незнайкой, словом? Почему нет? Ведь оно состоит из звуков речи?
– Придумай рифму на слово пакля, – сказал Цветик.
– Шмакля, – ответил Незнайка.
– Какая шмакля? – удивился Цветик. – Разве есть такое слово?
– А разве нету?
– Конечно, нет! (Н. Носов)

5. Знакомство со словарем С.И. Ожегова. Показ толковых словарей, рассматривание их обложек. Словарный диктант. Цель: значение слов можно посмотреть в словаре. Слова горница, лавки, царевич, царевна, полати, тужить объяснить с помощью словаря.

6. Словарная работа: по толкованию значений (упр. 72) написать слова: карандаш, каравай, мышь, диван.

7. Самостоятельная работа (упр. 70). Распределите слова по тематическим группам.

8. Постановка проблемы: сколько у слова значений? Восстановите предложение словом. Докажите, что у слова несколько значений.

1. Сижу я дома и вижу: за окном идет… (дождь, друг). Кто идет? Друг идет. А дождь? И дождь тоже идет. Сделаем вывод: слово идет – многозначное слово.
2. Я пил из ключа воду, как вдруг ключ упал в ключ. О каком ключе идет речь?

О роднике и о дверном замке. Значит слово ключ – имеет несколько разных значений.

Если слово имеет одно значение, оно называется однозначным: ученик, кувшин, флаг. А если несколько – многозначным.

Самостоятельная работа: найдите многозначные слова:

Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас.
(С. Маршак)

9. Задание на дом: упр. по выбору учителя

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58