Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

По принципу самиздата

18.05.2012

По принципу самиздата Источник: БИЗНЕС &ВЛАСТЬ №19 (402)

Книжный рынок Казахстана характеризуют периферийность и превалирование российской продукции.

За годы независимости продажа книг не сделала особого рывка вперед. Как отмечают эксперты из Национальной государственной книжной палаты Республики Казахстан, рынок стал сильно дифференцированным и сегментированным, а культура чтения сильно сдала назад. Государство от этой сферы отошло в сторону, а частный бизнес ведет себя крайне неактивно. Печатать молодых отечественных поэтов и прозаиков невыгодно. Нет рекламы — нет автора.

Покупай — не хочу

Сейчас по количеству книжных магазинов Казахстана и ассортименту представленной в них печатной продукции трудно представить, что когда-то республика была полноценной частью «самой читающей страны в мире». Вершина книгоиздательской пирамиды находится в двух городах: Нью-Йорке и Лондоне (здесь заметно меньше). Однако Россия смогла стать крупнейшим центром и сегодня занимает третье место в мире после США и Китая по количеству выпускаемых наименований книг и брошюр. Российскую «экспансию» ощущает на себе каждый читающий казахстанец, из 10 книг 8 выпущено в РФ.

Книжное направление под брендом Booking стала развивать сеть «Меломан» — с переходом торговли аудио- и видеопродукцией на формат DVD высвободились торговые площади, и по примеру одной из российских компаний, совмещающей продажу видео- и музыкальной продукции с торговлей книгами, было решено сосредоточиться именно на книжном направлении. По словам начальника направления Booking Натальи Жир, в настоящее время книги в этой сети продаются гораздо дешевле, чем в российских магазинах. «Если московский книготорговец в состоянии держать рыночную планку, то мы вынуждены учитывать уровень потребителя. Мы не преследуем глобальных наценок и хотели бы поднять культуру чтения, теряя при этом часть прибыли, но зато зарабатывая на массовости продукта. Мы стараемся сделать продукт доступным», — отметила г-жа Жир.

Наиболее популярными среди читателей становятся жанровые «продукты»: фантастика и детективы.

С этим согласна заместитель директора по развитию книжной торговли торгового дома «Джагамбек и С» Хадиша Жандильдина. «Проблем с российскими поставщиками у нас нет, они идут на все условия. Конечно, маленьким точкам тяжело работать по этой схеме, но крупные магазины успешно делают это», — рассказывает эксперт. При этом она добавила с сожалением, что 80% казахстанских авторов издают книги за свой счет, сами же ищут средства для презентации и рекламы. Поэтому в книжных сетях наши авторы представлены очень скудно. Не секрет, что издательства зарабатывают не на авторах, а на выполнении госзаказов, выпуская школьную литературу.

 

Спросом пользуются раскрученные бренды

Опрошенные участники книжного рынка сказали, что наиболее популярными среди читателей становятся жанровые «продукты»: фантастика и детективы. Особенного предпочтения нет, разве что появился огромный выбор детской литературы, которая благодаря технологиям и «поет», и «говорит». Родители с охотой покупают то, чего не имели сами в детстве. Издательства «Аруна» и «Алматыкiтап» начали переводить мировые сказки на казахский язык. А российское издательство «Махаон» впервые выпустило на казахском языке 33 наименования серии «Мен оқығанды ұнатамын!», которая рассчитана на четыре возрастные группы. «В общем наши издательства тиражируют 20-30 наименований учебников. Тиражи большие, ведь в Казахстане насчитывается более 7500 школ. Издательство «Атамура» издает учебники для 1-8 классов, «Мектеп» — для 8-11, и «Алматыкiтап» издает учебные пособия для начальных классов. Очень хорошо продаются учебники для начальных классов, учебники для старших классов — слабее. Российскими учебниками пользуются тоже, но не в таком количестве, как казахстанскими.

Из казахстанской художественной литературы особым спросом пользуется детская литература: сказки, познавательная литература для маленьких детей. В Казахстане хорошо издается и переиздается классика. Современных авторов, конечно же, мало», — говорит заместитель директора по развитию книжной торговли торгового дома «Джагамбек и С» Хадиша Жандильдина.

Мы обратились с вопросами и в «Академкнигу», но, к сожалению, получили крайне лаконичный ответ. Директор магазина лишь ответила, что у людей нет денег на книги, и все это знают.

В свою очередь прозаик Сергей Алексеенок считает, что, пока не будет восстановлена связь между автором и издательством, пока не сформируется нормальный бизнес, проблемы останутся. Магазины получают деньги с российских авторских брендов. «Казахстанским издательствам не интересны наши авторы. Сейчас происходят случаи, как с автором Аркадием Степным, который заключил контракт с российским издательством и пишет фэнтези. До этого он присылал рассылкой свои тексты в разные компании. Когда я издавал свою книгу, столкнулся с проблемой отсутствия профессиональной редактуры и поиска средств. Хорошо, что нашлись спонсоры, друзья», — говорит прозаик, также отмечая, что книги сегодня не так востребованы. «На первое место выходит Интернет. Но все-таки истинное удовольствие от чтения я получаю от книги в бумажном формате, ее мистика и магия никуда не пропадут!» — верит Сергей Алексеенок.

Автор: Жанар Секербаева

 

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58