Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

Книга – лучший подарок?

25.06.2013

Источник: Журнал «БизнесLife» № 6 - 7 (72 - 73) Июнь - Июль 2013

Книга – лучший подарок?

Емкость книжного рынка в Казахстане, по данным Национальной государственной книжной палаты РК, составляет более 30 млрд тенге. Именно столько в среднем стоят книги, которые находятся в торговом обороте в течение года в целом по стране.

Состав игроков

Основными участниками книжного рынка являются издательства, книготорговые организации и библиотеки. Как и в большинстве сфер казахстанского бизнеса, наибольшая концентрация активности в данной отрасли наблюдается в столичных регионах – Алматы и Астане. Так, из существующих 360 издательств 77% находятся именно там: 64% – в Алматы, 13% – в Астане.

Что касается книготорговли, то, по данным Агентства РК по статистике, в настоящее время в республике функционирует 88 розничных специализированных книжных магазинов, из них 30 расположены в Алматы, по 10 в Астане и Караганде.

При этом статагентство не брало в расчет ведущих игроков рынка, таких как торговая сеть «Меломан. Booking», а также «Книжный город» и торговые точки в крупных торговых центрах, не причисляя их к специализированным книжным магазинам. Опять же мы наблюдаем здесь концентрацию активности в столицах: из 43 магазинов «Меломан» 9 торговых точек находятся в Алматы, 10 – в Астане.

Говоря об участниках рынка, следует также отметить библиотеки. В республике функционирует 4135 общедоступных библиотек, читателями которых являются 4,3 млн человек, то есть 25,14% населения республики. Основная роль библиотек в книгораспространении – активное продвижение книги, например проведение различных читательских конференций, литературных вечеров. Кроме того, помимо реализации социальных проектов, библиотеки, которые закупают книги для формирования и пополнения своих фондов, являются одним из крупнейших покупателей книжной продукции.

Российская экспансия

Одной из основных тенденций развития казахстанского книжного рынка является формирование ассортимента в основном за счет российской книжной продукции.

Практически во всех книжных магазинах республики соотношение отечественной и импортной продукции далеко не в пользу казахстанской. По данным Книжной палаты РК, только в сети магазинов «Алматыкітап баспасы» и «Көкжиек» доминируют казахстанские книги (от 70 до 80%).

Что же касается других книготорговых организаций, картина прямо противоположная: в книжных магазинах сети «Гулянда» российские издания составляют от 65 до 85%; от 75 до 85% – в сети книжных магазинов «Эврика». Спрос на казахстанские книги формируется в основном за счет специальной, детской, справочной и учебной литературы.

Одной из причин сложившейся ситуации, по информации Книжной палаты РК, является недостаточный уровень доверия между участниками рынка. Казахстанские издательства предпочитают не отдавать изданные книги в книжные магазины под реализацию.

Говоря же об основных причинах российской экспансии, директор Национальной государственной книжной палаты Жанат Сейдуманов отметил следующее: «К объективным причинам относится то, что себестоимость казахстанской книги выше. Потому что все материалы и оборудование импортируются. В Казахстане нет ни производства бумаги для книг, ни завода, который бы выпускал полиграфическое оборудование и комплектующие. Все это, естественно, накладывает отпечаток на себестоимость, а соответственно, и на конкурентоспособность».

Расстановка сил среди игроков книгоиздательского рынка такова: по количеству выпущенных названий книг, опубликованному Книжной палатой РК, на первой позиции находится «Алматыкітап баспасы» с долей рынка 7%, на второй «Фолиант» – 6,4%, на третьей «Атамұра» – 6,3%  До чего дошел прогресс один из важнейших показателей – количество выпущенных книг на душу населения – составил в 2012 году 0,93 книги, тогда как в 2011 году – 0,98. Этот индикатор у нас находится на достаточно низком уровне. Так, к примеру, на каждого гражданина США приходится 2,79 книги, России – 2,72. При этом в США показатель дан с учетом только книготорговой сети. Казахстанские и российские индикаторы учитывают все каналы распространения, включая учебные заведения и библиотеки. Если же принять во внимание тот факт, что из всего книгораспространения в Казахстане на торговые сети приходится 60%, то наше отставание от США по показателю еще более значительное расстановка сил среди игроков книготоргового рынка: Сложно оценить распределение сил в сегменте, поскольку отсутствуют данные по продажам – книготорговцы их попросту не предоставляют. Однако наиболее крупными компаниями в этом сегменте, по информации Книжной палаты РК, являются торговые сети издательств «Алматыкітап баспасы», «Атамұра», «Көкжиек» и сеть домов книги «Гулянда». официальная статистика не включает магазины сети «Меломан», «Книжный город» и отделы книжной торговли крупных супермаркетов. Между тем PR-менеджер компании «Меломан» Марина Слюсарь, говоря о позициях компании, отметила следующее: «Оперируя данными своих партнеров –книгоиздателей, можно сказать, что доля нашей компании на книготорговом рынке колеблется между 30 и 32%»

 

До чего дошел прогресс

Большое значение для книжного рынка сегодня имеет активное развитие информационных технологий. В частности, интернет-торговля стала неотъемлемым сегментом распространения. Интернет-магазины имеют определенные преимущества: огромный ассортимент литературы разных жанров для разных групп пользователей, широкие географические границы, возможности заказа конкретных книг с их доставкой курьерской службой или почтой.

Кроме того, в свете развития информационных технологий и новых веяний времени во всем мире активно поднимается вопрос влияния ситуации на интерес аудитории к традиционной книге. Однако, по мнению экспертов, заметного негативного влияния не отмечается. Более того, даже существуют плюсы.

«Нам интерес потребителя к E-book принес пока только положительные результаты, – говорит Марина Слюсарь. – Во-первых, сложившийся читатель консервативен и мы отмечаем его верную привязанность исключительно к бумажной книге. Ведь это не только функционал в виде чтения, это и тактильные ощущения, и ни с чем не сравнимый запах бумаги и хорошей полиграфии. Более того, коллекционирование книжных серий опять в моде. Поэтому с этим покупателем все достаточно стабильно. Что же касается молодой аудитории, подверженной всем тенденциям нового времени, то появление на рынке электронных устройств для чтения книг рождает интерес к самому чтению и литературе, а учитывая слабую насыщенность материалов для скачивания и активную авторскую борьбу с пиратством, мы имеем в итоге привлечение юной аудитории в книжные магазины».

Жанат Сейдуманов также не видит ощутимого негативного влияния технологического прогресса: «Одной из самых читающих стран в мире сегодня являются США, притом что это одно из самых развитых государств с точки зрения технологий. В Нью-Йорке, в самом насыщенном в плане информации и рекламы районе – Таймс-Сквер находится крупнейший книжный магазин, в котором всегда огромное количество людей».

 

По данным Книжной палаты РК, в 2012 году Министерством культуры и информации РК было выделено на выпуск книг по программе «Издание социально важных видов литературы» 1,9 млрд тенге

 

Палки в колеса

Помимо упомянутых, существует еще ряд факторов, негативно отражающихся на развитии отрасли. Так, в условиях глобального экономического кризиса и снижения покупательной способности населения не всем бизнесменам удается подстроиться под новые реалии. В связи с этим в последние годы во всем мире наблюдается снижение продаж и закрытие магазинов.

В России заметным событием стало банкротство книжной сети «Топ-книга», объединявшей более 500 магазинов. А книжная индустрия США впервые с 2008 года демонстрировала падение объемов продаж. Такая ситуация является характерной и для Казахстана. По данным статагентства, за минувшие два года в республике закрылось 111 розничных книжных магазинов.

Тенденция снижения покупательной активности требует от издательств и книготорговцев активизации деятельности по продвижению продукции. «Мы продаем книги через их авторов. Материал подается не традиционно, а в виде авторских вечеров или автограф-сессий. Именно это позволяет разнообразить поход в магазин», – рассказала об одном из методов привлечения покупателей Марина Слюсарь.

Жанат Сейдуманов, в свою очередь, отмечает, что общее для всего рынка правило – любой товар, который выпускается на рынок, нужно продвигать и рекламировать – не должно быть исключением и для книги.

«У нас ни одно издательство, которое выпустило новую книгу, не проводит ни презентаций, ни промоакций, – говорит он. – Издатели думают, что если они выпустили книгу, то таланта писателя хватит для того, чтобы товар стал востребованным. Главный фактор в данном случае – это инертность наших писателей и авторов».

Эксперт указывает также на нецивилизованность рынка. По его словам, тот эффективный подход к распределению ролей, который существует на развитых рынках, не применяется в Казахстане: «Я глубоко убежден, что сам писатель не должен продвигать свое детище. Писатель – это человек творческий, и у него совершенно другая задача. Продвижением же произведений во всем мире занимаются литературные агенты, которые действуют от издательства, являясь профессионалами своего дела, знающими рынок и его требования».

Между тем прогресс в области продвижения книжной продукции невозможен без совершенствования государственной политики. Проблему нынешнего состояния книжного дела в стране в целом и существующего кризиса чтения в частности невозможно решить без государственной поддержки и четко выработанной политики.

Меры государства, направленные на поддержку отрасли, по словам Жаната Сейдуманова, носят разрозненный характер, а эффективность их применения должным образом не контролируется. «Прямая государственная поддержка, конечно, очень важна, и это большое подспорье для отрасли, – говорит он. – Мало какие страны вообще финансируют книжную индустрию, а тем более в таком объеме. Однако в первую очередь роль государства заключается в том, чтобы создать правовое пространство. Заниматься казахстанской книгой должно быть интересно и выгодно. Это всевозможные преференции – налоговые, правовые, с определением специального статуса, со снижением стоимости коммунальных услуг и арендной платы. Ничего нового в этом механизме нет. Это мировая практика».

Кроме того, в Книжной палате сетуют на отсутствие должного внимания к проблеме книжного дела как к долгосрочной, имеющей огромное значение в воспитании образованного поколения, развитии интеллектуального потенциала нации.

Среди других проблем рынка глава Книжной палаты называет его непрозрачность, обусловленную тем, что в Казахстане нет единой системы учета выпущенной и проданной книжной продукции и нет открытых данных по оборотам книготорговых организаций.

Также одним из негативных факторов является разобщенность книжного сообщества и отсутствие взаимодействия между участниками рынка. «Проблема нашего книжного рынка в том, что мы не рассматриваем его комплексно, а подходим разрозненно, – отмечает Жанат Сейдуманов. – Даже если издательство выпустило книгу за счет средств государства, дальше дело не идет. Поэтому необходимо рассмотреть книжное дело как технологическую цепочку и создать комплексный подход к поддержке всего процесса».

Консолидация участников рынка, по мнению главы Книжной палаты, предполагает два уровня. Первый – это всевозможные союзы, неправительственные организации – с проведением регулярных мероприятий, где участники рынка смогли бы договориться об эффективном взаимодействии. Сегодня этой работой активно занимается сама Книжная палата, проводя мероприятия, одно из которых – VII Международная книжная выставка-ярмарка «По Великому шелковому пути» – прошло в апреле.

Вторая, не менее важная, сторона вопроса – это необходимость создания в Казахстане специального государственного органа, который бы занимался вопросами книжной индустрии, курировал все субъекты рынка и был наделен соответствующими полномочиями в области координации этой деятельности.

Для динамичного развития книжного рынка в Казахстане необходимы разработка и принятие Нацио­нальной концепции развития книгоиздания, книгораспространения и чтения. В частности, Книжная палата совместно с крупнейшими организациями в этой области разработала отраслевую программу по повышению конкурентоспособности национального книгоиздания и внесла ее на рассмотрение в Министерство культуры и информации республики.

 

Согласно данным Книжной палаты РК, в 2012 году в Казахстане было выпущено 4,4 тыс. наименований книг и брошюр совокупным тиражом 15,8 млн экземпляров

 

Светлое завтра

Говоря о перспективах развития рынка, надо отметить, что, несмотря на озвученные многочисленные как глобальные, так и локальные факторы, мешающие динамичному росту, эксперты и участники рынка настроены позитивно. «Беря во внимание исключительно ситуацию собственной розницы, значительного прироста мы не ожидаем, но и о стагнации рынка не говорим. Все во многом зависит от издательской активности и авторского промоушен», – отметила Марина Слюсарь.

Жанат Сейдуманов также настроен оптимистично: «Нет ни одной отрасли, в которой бы не было никаких проблем. Важно то, что отечественный книжный рынок развивается. Он находится в абсолютно рыночных условиях. Все субъекты – частные коммерческие организации. Те компании, руководители которых имеют рыночное мышление, прекрасно себя чувствуют. Рынок обладает достаточной емкостью, которая складывается из потребностей населения, органов государственного управления, вузов, школ и так далее, которые регулярно покупают книги.

Если даже не брать в расчет изменчивый спрос населения, то, к примеру, каждая библиотека сегодня имеет ресурсы для пополнения библиотечного фонда и ежемесячно или ежеквартально это делает. Кроме того, это вузы, школы и так далее. Поэтому важно ориентироваться на успех, а не пенять на кризис и другие негативные факторы».

 

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58