Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

19.09.2014

ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ Источник: Журнал «Байтерек» №9 (92)

МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВСЕГО НОВОГО

 Альмира СУЖИКОВА, вице-президент по издательской деятельности издательства «Алматыкітап  баспасы»

 Альмира Умбетовна, кто работает над учебником вплоть до его выпуска?

 - Авторские коллективы, ответственные за выпуск учебников, работники издательства, художники, дизайнеры, технические редакторы, корректоры по художественному оформлению, технической разметке рукописи, текстам...

 Кроме того, при издательстве действует совет экспертов из 30-40 человек − опытных учителей и научных работников из разных городов Казахстана: Астаны, Алматы, Костаная, Павлодара, Актобе... Задача совета состоит в тщательной экспертизе макетов учебников, учебно-методических комплексов и пособий перед тем, как они будут представлены в уполномоченный орган. Замечания экспертной группы всегда доводятся до сведения авторов. После чего вносится уже окончательная правка. Далее полноцветный оригинал-макет с тремя отзывами передается на следующую экспертизу – в Центр «Учебник» при Министерстве образования и науки РК.

 Раньше, несмотря на длительный и многоуровневый процесс оценки учебников, в них допускались разнообразные ошибки, и в адрес издательств постоянно поступала масса претензий. Но сейчас заметно, что ситуация улучшается. Что на это повлияло?

 - В Национальном плане по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы определены новые требования к авторам по разработке учебников и УМК с учетом международного опыта. Не последнюю роль играет коллектив нашего издательства – это стабильная, креативная команда единомышленников, понимающая всю важность и ответственность своей работы.

 Что касается авторского коллектива – это около 250 высококлассных ученых и практиков, их имена хорошо известны в системе дошкольного и среднего образования.

 Кроме того, ежегодно мы проводим около ста различных встреч на местах, организуем семинары и авторские курсы с учителями. Их цель – мониторинг качества учебников и разъяснение технологии и алгоритма работы по всем учебно-методическим комплексам. Регулярный мониторинг качества учебников проводится и на сайте издательства www.almatykitap.kz, куда поступают все обращения учащихся, родителей и учителей.

 А ради продвижения нашей учебной литературы методисты издательства и авторы учебников знакомят учителей с нашей продукцией, проводят выездные семинары, конференции. При этом мы тесно сотрудничаем с областными департаментами образования.

 Общество не стоит на месте, и мы всегда открыты для всего нового, поэтому постоянно пересматриваем цели, методы разработки учебников, систему внутренней оценки и экспертизы, внедряем повышение квалификации авторов за рубежом. Для изучения международного опыта издательство ежегодно участвует в крупных международных выставках учебных и детских книг в Лондоне, Франкфурте, Болонии. Диктуют свои правила рынок и конкуренция, что тоже благотворно влияет на улучшение качества книг. Изучаем спрос на выпускаемую нами учебную литературу. Для этого в издательстве недавно было создано управление по маркетингу и методологическому сопровождению внедрения учебников и УМК.

 Каким образом проводится экспертиза учебных пособий?

 - Министерство образования и науки, РНПЦ «Учебник» в течение двух месяцев рассматривают представленные на экспертизу учебники и УМК и выносят экспертное заключение. Основным критерием экспертизы является соответствие учебника государственному образовательному стандарту, возрастным психологическим особенностям детей и научным представлениям. Если по этим параметрам имеется положительное заключение, то учебник вносится в перечень, разрешенный к использованию в организациях образования в соответствующем учебном году.

 По замечаниям и предложениям экспертов в издательстве проводится тщательная работа – устраняются недостатки, вносятся коррективы, а исправленные макеты предоставляются на окончательное рассмотрение в РНПЦ «Учебник». По результатам экспертизы МОН РК издает приказ «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий, разрешенных к использованию в организациях образования» и доводит его до нашего сведения.

 А какое количество учебников ваше издательство собирается выпустить в этом году? Удастся ли обеспечить ими всех школьников? И вообще, из-за чего существует дефицит учебников?

 - На 2014-2015 учебный год издательством «Алматыкітап баспасы» для дошкольных учреждений выпущено 70 наименований учебников и учебно-методических комплексов, для общеобразовательных школ – 110 наименований. Мы учитываем все заказы областных департаментов образования, а для свободной продажи выпускается дополнительный тираж. На дефицит учебников, возможно, влияют миграционные процессы, а также недостаточность выделяемых бюджетных средств на местах. Кроме того, существует проблема транспортировки и доставки учебников в регионы.

  СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ – В ПРОШЛОМ

 Лариса ЛЕБЕДЕВА, автор учебника по математике, кандидат педагогических наук, доцент КазНПУ им. Абая

 - Для нас работа над учебниками началась в 2002-м, – говорит Лариса Анатольевна. – Тогда нас пригласили для разработки учебников и учебно-методических пособий для 12-летней школы. Созданные учебники прошли апробацию. Кстати, тогда впервые в Казахстане на конкурентной основе проводилась апробация двух комплектов, выпущенных «Алматыкитап» и «Атамура». И позднее, в 2008-2011 годах, на основе апробированного материала были созданы учебно-методические комплексы для начальных классов по математике для 11-летней школы, которые рекомендованы МОН РК с 2008 года. С 2012 года по 2014 год ведется переработка этих комплексов в рамках новой программы по математике 2013 года.

 Сколько времени примерно уходит на создание одного учебника?

 - Работа над учебником – тяжелый, кропотливый труд. В основном мы работаем вдвоем с А.Б. Акпаевой. Систематизировать имеющийся материал, изучать тенденции в развитии учебников, совершенствовать полученный комплекс нам помогает научная основа, заложенная нами в своё время в кандидатских диссертациях. Диссертация Акпаевой, защищенная в 2000 году, посвящена формированию математических понятий у младших школьников. В ней разработана система упражнений, описаны условия, способствующие развитию представлений и понятий у младших школьников. Моя же диссертация, которая была защищена в 2002 году, посвящена выработке математических умений и навыков у младших школьников на основе деятельностного подхода к обучению. Я также разработала систему упражнений и описала условия формирования умений и навыков. Однако обработка большого количества материала, продумывание системы заданий и упражнений не прекращается и после создания учебника. Наша работа на кафедре теории и методики дошкольного и начального образования как раз и связана с методической деятельностью.

 Что касается временных затрат, то сроки, отпущенные на создание учебника, часто жёстко регламентированы. На один учебник и комплекс к нему уходит около года, а чаще – еще меньше. А что такое комплекс – это тетради, демонстрационные материалы, методические пособия, задачники. И все эти пособия взаимосвязаны. Поэтому работать приходится в очень напряженном режиме. Кроме того, от ежедневных обязанностей нас никто не освобождает, поэтому при всем желании работать систематически, избежать авралов часто не удается.

 Процесс работы издательства хорошо отлажен, однако в «горячие» периоды загруженность редакторов и методистов заметно ощущается. Хотя давления на нас мы не чувствуем – все спорные вопросы решаем коллегиально. По согласованию мы можем менять иллюстрации, упражнения и задания. Издательство учитывает наше мнение при создании обложек, оформлении учебников, наполнении всего комплекса. В последние годы созданы условия для работы над электронными пособиями и приложениями.

 Как вы думаете, не легче ли переводить и переиздавать прежние учебники?

 - Переводить и переиздавать прежние учебники – не самый правильный путь (во всяком случае, для современной начальной школы). Если речь идет о переводе с русского языка (советских или российских учебников), как это было раньше, нужно учитывать следующее. Учебник советских времен улучшили и переработали до неузнаваемости. Только по математике в России сейчас функционируют примерно 10 комплектов. Какой из них надо считать прежним? Все они созданы по разным программам, значительно отличающимся от нашей. На наш взгляд, верный путь совершенствования учебника − это не просто переделывание его под новые программы, а создание оригинального учебника со своей концепцией и оригинальной системой упражнений, с учетом особенностей детского восприятия и учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста. Но авторский труд также требует создания определенных условий. В первую очередь наличия свободного времени. Качественный учебник требует, чтобы его написание стало делом государственной важности, а не личным делом автора. Чтобы эта деятельность считалась его основной, а не попутной работой.

 Анель УТЕГЕНОВА  

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58