Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

Книжный бум

27.11.2014

Источник: Газета «Литер» №217 (2614)

Вернётся ли школьное образование в Казахстане к единому обязательному учебнику?

Так уж повелось, что вокруг школьной литературы всегда как-то неспокойно. Основной пик страстей приходится на начало учебного года и вызван дефицитом книг. Но на этот раз, когда учебный год в разгаре и школьные портфели полностью укомплектованы, взволнованы специалисты сферы книгоиздания. Причина – возможная отмена системы альтернативных учебников.

 О том, каким видится будущее школьных учебников, почему каждый новый учебный год начинается со скандалов из-за нехватки учебной литературы, кто виноват в их низком качестве, «Литер» попросил рассказать руководителей трех крупных издательств страны.

Альтернатива – свет Элеонора БАТАЛОВА, председатель совета директоров ТОО «Алматыкітап баспасы», заслуженный деятель РК:

 – В последнее время тема учебников уже трижды серьезно обсуждалась в мажилисе Парламента текущего созыва, чего прежде никогда не было, причем поднимались очень важные вопросы, которые не раз, обращаясь к Министерству образования и науки (МОН) РК, задавали и мы, издатели, но существенных изменений не происходило. Речь идет прежде всего о несвоевременных сроках выхода приказа МОН с перечнем рекомендуемой организациям образования учебной литературы, о неоправданно частой смене государственных образовательных стандартов и учебных программ, о срыве поставок учебников транспортными компаниями, о ежегодной нехватке учебников в отдельных регионах в силу недозаказа местными исполнительными органами (МИО). По этим вопросам действительно давно назрели острые проблемы, которые справедливо отметила недавно и вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева и высказала весьма дельные предложения по их решению.

 Мы ежегодно стараемся недопустить дефицита учебников, выпуская дополнительные тиражи фондируемой литературы сверх государственного заказа. Благодаря опытному персоналу в этом году наше издательство в кратчайшие сроки изучило спрос на дополнительную учебную литературу, учитывая факторы миграции, прироста населения, физического износа и утери книг. По госзаказу департаментов образования мы напечатали 3 млн экземпляров учебников и УМК, а дополнительно, на свой страх и риск, еще 3 млн 72 тыс. экз., и на сегодняшний день в остатке лишь 13 процентов из дополнительного тиража. То есть мы проделали работу за МИО, и если бы не наша оперативность, население только по нашему издательству недополучило бы более 3 млн учебников. В своем Послании народу Казахстана от 29 января 2010 г. «Новое десятилетие – новые возможности Казахстана» Президент РК Н. А. Назарбаев говорил о механизме государственно-частного партнерства. Это как раз тот случай.

 Кстати, проблема нехватки учебников порождает и другую, не менее важную: всевозможные «ловкачи» прекрасно ориентируются на рынке, быстро откликаются на спрос и моментально выдают контрафактную продукцию. Например, только в Алматы в прошлом году финполицией выявлены контрафактные учебники по нашему издательству на сумму свыше 41 млн тенге и по издательству «Атамура» – более чем на 3,5 млн тенге. А это ощутимый урон имиджу наших издательств в виде учебников низкого качества и сокрытие налогов с огромных прибылей.

 Если бы приказ МОН РК с перечнем разрешенных к использованию учебников выходил на 5–6 месяцев раньше, как неоднократно просили издатели, то департаменты образования гораздо раньше отправляли бы нам заказы, и мы действительно уже к 1 июня могли бы поставлять учебники в школы.

 Все этапы процесса обеспечения школ учебниками тесно взаимосвязаны: поздний приказ МОН влечет за собой поздние сроки тендеров на доставку учебной литературы. Тендеры, проводимые акиматами, часто из-за предложенной низкой цены выигрываются сомнительными компаниями, срывающими затем сроки поставок, а ведь они порой даже не имеют приспособленного для перевозки книг транспорта. Так, например, знаю случай, когда госзакупку транспортных услуг по доставке учебников сразу в пять регионов выиграла малоизвестная фирма из Кокшетау, не справившаяся со своими обязательствами. А ведь есть позитивный опыт Павлодарской области, где никогда не было нареканий по поводу поздней поставки наших учебников: мы доставляем учебники до областного центра сами, а далее их развозят по школам выигравшие тендер местные транспортники, которых легче контролировать. Не раз предлагали МИО применить эту практику и в других регионах, но не нашли отклика.

 Что касается предлагаемой идеи базового, или стержневого, учебника, то тут масса сомнений, ведь это та же монополия. Даже в советское время по одному и тому же предмету выпускалось несколько учебников. В процессе их использования школа сама решала, какому учебнику быть долгожителем, а какому – однодневкой. Все прошедшие экспертизу учебники должны иметь равные права в использовании. И альтернативу нужно понимать как выбор между равноправными учебниками.

 Все учебники, в том числе и альтернативные, создаются по единым стандартам и учебным программам, то есть как вариант содержания на единой теоретической основе, так что «идеология, мировоззрение и базовый багаж знаний» во всех учебниках одинаковые. Главное, уметь из этого многообразия выбрать наиболее качественные книги. Не надо забывать и о том, что формирование образовательных программ ныне определяется направлением обучения, поэтому невозможно одним «базовым учебником» обеспечить образовательный процесс в физматшколе и в гуманитарном лицее.

 И еще. Ведь именно конкурентная среда вынуждает нас, издателей, устраивать многократную проверку учебников, чтобы исключить появление грубых ошибок, ведь из-за них учебник может не пройти экспертизу МОН, а освободившуюся нишу сразу займет конкурент. Забракованный учебник влечет за собой и заведомые убытки, поскольку в любом случае издательство несет расходы по предварительной разработке. В первые годы в ходе экспертизы, проводимой центром «Учебник» при МОНе, отбраковывалось до 500–600 учебников, сейчас эта цифра снизилась во много раз, а это тоже говорит о пользе конкуренции.

Гульбаршин ЖАРЫЛГАСИМОВА, вице-президент корпорации «Атамура»:

 – Мнение о том, что дефицит учебников происходит из-за ежегодного переиздания учебников, неверно. В соответствии с нормативными актами МОН РК учебник переиздается только один раз в 4 года, и у издательств нет права менять этот порядок, так как в учебном процессе используются учебники и УМК (рабочие тетради, дидактические материалы, карты, атласы и т.д.), вошедшие в Перечень рекомендуемой МОН РК учебной литературы. Ежегодно экспертизу проходят учебники определенных классов в соответствии с графиком экспертизы и издания, утвержденным министром образования. Например, в этом году были переизданы учебники и УМК 3-х, 10-х классов.

 В определенной степени на ситуацию с недостатком учебников, к примеру, в этом году повлиял тот факт, что в 2013 году были приняты новые стандарты и изменились программы по всем дисциплинам и по всем классам. Но учебники и УМК были переизданы в 2013 году только 2-х и 9-х классов, в 2014 году – 3-х, 10-х классов, в 2015 году будут переизданы учебники 4, 5, 6, 11-х классов и т.д. Переиздать по новым программам учебники всех классов в один год нереально. Возникла ситуация, когда действуют новые стандарты и программы, а учебники и УМК по ним для всех классов еще не переизданы. Это огромная нагрузка и на педагогов, и на учащихся. Этого не произошло бы, если бы новые стандарты и программы вводились последовательно, то есть сначала в 1-м классе, на следующий год во 2-м классе и т.д.

 Другая причина очередей в книготорговой сети в начале учебного года заключается в том, что учащиеся только 1 сентября получают информацию об учебниках и УМК, по которым они будут заниматься. Как правило, в основном в начале сентября приобретаются именно УМК (рабочие тетради, дидактические материалы, карты, атласы и т.д.), которые входят в учебно-методический комплекс к выданным учебникам. Одновременно приобретаются и канцелярские товары. Практически к середине сентября этот ажиотаж уже исчезает.

 Качество учебников – это еще одна из самых обсуждаемых тем в обществе. Что касается критики, то она не базируется на конкретном анализе, исследовании, а носит субъективную, порой непрофессиональную оценку каких-то фрагментов, вырванных из контекста, без знания программы по данной дисциплине. Разработанный учебник должен полностью соответствовать программе, иначе он не пройдет экспертизу МОН РК и не может быть использован в учебном процессе. Нынешние программы пока далеки от совершенства. Недостатки действующих программ – это перегруженность и отсутствие системообразующего компонента, нарушение структуры многих курсов и т.д. Автор и издатель при создании учебника не могут отойти от программы. Хорошая программа – залог создания хорошего учебника. Именно программы должны быть подвержены тщательной экспертизе на предмет соответствия возрастным особенностям учащихся, на объем и содержание охватываемых тем, преемственность между дисциплинами, классами и т.д. Программы должны широко обсуждаться педагогическим сообществом. Считаем, что в их обсуждении должны принимать участие специалисты педагогических вузов республики. Ведь это они готовят будущих учителей по действующим программам и учебникам, знают все плюсы и минусы программ да и учебников тоже.

 Что касается того, кто должен осуществлять разработку учебников, то первые учебники нового поколения были разработаны государственной структурой – Академией образования. Но проблема не в том, кто должен создавать учебники, а в самой процедуре их создания, включая вопросы авторского права. Создание учебников – это сложный и многогранный процесс совместной работы автора и издательства. Этот процесс условно состоит из двух этапов, которые ни в коей мере нельзя разрывать. Первый этап – это разработка учебника и всего учебно-методического комплекса. Казалось бы, что это может сделать сам авторский коллектив без издателя. Но это не так. Необходимо создание макета учебника и в этом процессе нужны корректор, редактор, художник, дизайнер, наборщик, верстальщик. Сам автор не может создать схемы, иллюстрации, расположить текст по каждой странице (т.е. сверстать), так как он не является специалистом в этой сфере. Кроме этого, автор создает, как правило, учебник и УМК на одном языке. Следовательно, необходим профессиональный переводчик. Всю эту работу на первом этапе делает издательство за счет собственных средств.

 Второй этап создания учебника – это его издание (тиражирование). Издатель дорабатывает уже готовый макет: заказывает художникам иллюстрации, дизайнеры обрабатывают уже готовые иллюстрации для их полиграфического исполнения, в соответствии с казахстанскими ГОСТами подбираются кегль, шрифт издания, его формат, художественное оформление каждой страницы. Между этими процессами есть еще один этап – прохождение экспертизы на предмет соответствия программным требованиям и другим параметрам, предъявляемым к учебным изданиям.

 Создание учебников – более сложный процесс, чем создание художественной книги. И здесь большое значение имеет профессионализм издателя. Именно в учебнике роль хорошей, грамотной редактуры неоценима. Что касается альтернативных учебников, то их отсутствие опять же ляжет нагрузкой на плечи учителя: ему надо будет усложнять или упрощать имеющийся в базовом учебнике материал.

 За 20 лет независимости учебное книгоиздание прошло определенный путь, накопило опыт. И сейчас начинать с нуля все опять, я считаю, по меньшей мере, неразумно.

Дарига СУХАЕВА, директор центра «Школа авторов учебников» издательства «Мектеп»:

 – В адрес издательства «Мектеп» не было нареканий и претензий по вопросу обеспечения учащихся книгами к новому учебному году. Если бы издательство не выполняло заказ, то на него были бы наложены большие штрафные санкции. Нехватка учебников в регионах напрямую связана с другой проблемой – отсутствием хорошо налаженной транспортной системы. На сегодняшний день транспортировкой готовой книжной продукции занимаются индивидуальные предприниматели (90 процентов) и другие юридические лица, не имеющие опыта работы в данной сфере. Зачастую у них нет логистической базы, складских помещений для концентрации груза, собственных транспортных средств для грузоперевозок. Транспортировщики нанимают частный автотранспорт, людей, ищущих случайные заработки, но при этом становятся победителями тендеров на оказание транспортных услуг по доставке книжной продукции в 30 и более районов республики одновременно. Результат их работы – срыв сроков поставки и недопоставка товара.

 Учебники разрабатывают и выпускают издательства – это мировая практика. А все этапы подготовки учебного издания до его внедрения контролируются Министерством образования. Сама по себе идея передать разработку учебников некой государственной структуре практически неосуществима. Дело в том, что каждое учебное издание имеет автора, в большинстве случаев это коллектив авторов. Каждый учебник как контент является объектом авторского права. Издательство тесно сотрудничает с авторскими коллективами учебников нового поколения на протяжении многих лет, авторы обучались в созданном при издательстве научно-методическом центре «Школа авторов учебников». В центре разработаны параметры требований к созданию учебников, согласно Государственному общеобязательному стандарту образования, базисному учебному плану и учебным программам, утвержденным Министерством образования и науки Республики Казахстан. Взаимодействие между авторским коллективом и издательством регулируется договором, по которому авторский коллектив передает имущественные права на свои произведения конкретному издательству. Для монополизации всех существующих учебников, а их рекомендовано вместе с учебно-методическим комплексом более 2000, нужно, чтобы издательства и авторы добровольно передали имущественные права на весь объем интеллектуальной собственности некой новой структуре. Такого прецедента еще не было в мировой практике. Не было и во времена Советского Союза. Здесь необходимо понять, что процесс создания учебников растянут во времени и может длиться на протяжении многих лет. Это разработка учебника, издание пробного тиража, издание массового тиража, доработки при каждом переиздании, а также адаптирование к новым учебным программам. Программы менялись во все времена и будут меняться, потому что принципы обучения, их парадигмы не стоят на месте. Но эти изменения стоят вне компетенции издательства. Наши коллеги из стран СНГ постоянно подчеркивают на своих внутренних и международных форумах, что в настоящее время планомерная и последовательная разработка учебников нового поколения ведется только в Казахстане.

 Собственно это и позволяет нам не допускать ошибок в учебниках. За три года функционирования учебника и авторами, и издателями проводится огромная работа по выявлению возможных недостатков. Были случаи, когда пытались дискредитировать учебники нашего издательства, «обнаруживая» в них ошибки, которых не было. И что удивительно, общественность подхватывает эти слухи, которые на поверку оказываются клеветой. В издательстве хранятся письменные извинения этих людей. Не будешь же судиться с каждым.

 В настоящее время каждое издательство может представить на экспертизу вновь разработанный учебник. Для этого издательство формирует авторский коллектив и привлекает собственные ресурсы. Все это связано с определенными рисками и большими затратами. Происходит здоровая конкуренция, так как из нескольких учебников разных издательств школа выбирает только один. Поэтому издательство заинтересовано в выпуске качественных учебников. Вне зависимости от того, когда был разработан учебник, раньше или позже другого, он имеет право на существование. Сейчас альтернативными почему-то называют учебники, разработанные после утверждения первой серии учебников нового поколения. Соответственно, учебники, выпущенные раньше, называют основными. Если учебник прошел все этапы апробации в экспериментальных школах, экспертизу, получил одобрение ведущих специалистов, он не может называться основным или альтернативным. Существуют параллельные линейки одних и тех же учебников. Я, например, слышала в телепередаче, что в седьмом классе у нас якобы семь разных учебников по геометрии. Это не так. На практике конкурирующих учебников по одному предмету больше двух-трех не бывает. Зачастую они узкоспециализированные. Например, учебник по алгебре для 10-х классов академика РАО А. Абылкасымовой, выпущенный издательством «Мектеп», предназначен для обычных общеобразовательных школ, а книга А. Шыныбекова по тому же предмету, увидевшая свет в издательстве «Атамура», рассчитана для школ с углубленным изучением математики. Таким образом, право выбора остается за школами. Между авторскими коллективами такая ситуация создает здоровую конкуренцию, а издательства стремятся улучшать как содержание, так и оформление выпускаемой продукции.

В Тему

В Министерстве образования и науки РК, куда мы также обратились с вопросом, быть или не быть в учебном процессе организаций образования альтернативным учебникам, не подтвердили возможность перехода на единый учебник. В Минобре отметили, что так называемые альтернативные учебники на самом деле являются вариативными, так как все они созданы в строгом соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования и учебными программами. Их отличие состоит в особенностях авторской методики подачи учебного материала. Именно учитель выбирает из числа предложенных учебников, какой из них будет использоваться в качестве обязательного, а какие в виде дополнительных источников. Изучение и анализ международного опыта по данному вопросу показывает, что во всем мире практикуется использование альтернативных учебников, что существенно влияет на повышение качества обучения, отметил заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий МОН РК Ашабаев.

Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы


В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58