Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

О новом учебно-методическом комплексе по математике для начальной школы системы 12-летнего образования в РК.

01.06.2006

Источник: Журнал «Открытая школа» №6 (55)

Июнь 2006 г.
 
О новом учебно-методическом комлпексе по математике для начальной школы системы 12-летнего образования в РК.
 
В течение последних лет учителя начальных классов школ России получили возможность и право выбирать учебно-методический комп­лект. В Республике Казахстан учителя такого выбора не имели. В связи с переходом на 12-летнее образование возникла необходимость созда­ния новых программ и учебников. Отраден тот факт, что впервые появи­лась возможность создания и апробации альтернативного программно-методического обеспечения для начальной школы. Наш авторский кол­лектив работает с издательством «Алматыкітап». Подготовительная работа была начата еще в 2001 году. Успешно прошли апробацию УМК для 1-2 классов.

Разработанный нами учебно-методический комплект (УМК) включа­ет учебник-тетрадь для первого класса (в четырех частях) и методичес­кое руководство для учителя; учебник для второго класса (в двух час­тях), рабочую тетрадь (в четырех частях) и методическое руководство. УМК для 3-4 класса включает учебник в двух частях (по полугодиям), задачник, тетрадь самостоятельных и контрольных работ и методичес­кое пособие для учителя. Подготовлены дидактические материалы и спра­вочные таблицы для всех классов начальной школы. Представляемый курс проходит апробацию в ряде школ республики Казахстан. Интерак­тивный вариант учебника находится в стадии разработки.

Остановимся на особенностях, отличающих наш курс от других ныне действующих. Предлагаемый курс математики направлен на создание условий, позволяющих научить детей думать, использовать полученные знания не только в учебных, но и в повседневных жизненных ситуациях.
Созданный на основе концепции развивающего обучения, данный курс базируется на классическом содержании начального математи­ческого образования. Характерной особенностью является включение в программный материал системы логических умений, являющихся ос­новой для успешного усвоения математических знаний, умений и на­выков. По нашему мнению, сформированные на уроках математики логические умения являются универсальными и активно используют­ся детьми при изучении других учебных дисциплин и в обыденной жизни. С целью формирования положительной учебной мотивации про­грамма учитывает жизненный опыт учащихся. Это нашло отражение в содержании учебных заданий и объеме изучаемого материала.

Отличительной особенностью курса является многообразие методи­ческих подходов и вариативность их использования при изучении конк­ретного программного материала. На первом плане должен быть уче­ник как активный участник учебного процесса. Реализация личностнодеятельностного подхода к обучению предполагает такую организацию обучения, при которой ребенок целенаправленно «открывает» новые знания и способы действий. На это направлена созданная нами система заданий учебника-тетради для 1 класса, которая имеет свое развитие в последующих классах.

В упражнениях учебника заложена возможность разноуровневого выполнения заданий (по объему или по сложности заданий. По наше­му мнению, это дает возможность продуктивно работать как со слабы­ми, так и с сильными учениками. Каждый ребенок выполняет упраж­нение на своем уровне. В качестве примера увеличения объема можно привести задание дополнить условие и решить задачу. Ученик может составить одну задачу, может две, а можно предложить составить зада­чи, обратные данным.

Примером увеличения сложности задания может служить задание: «составь неравенства по рисунку». Выполняя задание, ребенок может составить неравенства, опираясь только на один признак предмета (цвет, форму или размер), а может использовать сразу несколько признаков.
Дети могут составить неравенства, сравнивая числа, число и выражение, два выражения.

Отметим, что творческие упражнения, упражнения на развитие познавательных способностей не выделены в учебнике как особые (не помечены и не обведены рам­кой), поскольку должны восприниматься детьми, учи­телями и родителями как обязательные упражнения системы. Наличие таких упражнений в системе не гово­рит о том, что другие упражнения нельзя рассматри­вать как ненаправленные на развитие ребенка. Мы пред­полагаем творческое отношение к каждому упражнению системы посредством разносторонней работы над ним, усложнения заданий, к нему или «придумывания» про­должения к нему. Время работы над упражнением регу­лируется учителем в зависимости от уровня и темпа усвоения материала учащимися. Задачи обучения, вос­питания и развития должны решаться комплексно. Уро­ки математики должны обеспечить как усвоение необ­ходимого уровня математического развития учащихся, так и создание условий для общего умственного разви­тия детей. В процессе овладения математическими зна­ниями и практическими действиями решаются задачи совершенствования умственных действий, творческих возможностей, формирования и развития познаватель­ных интересов учащихся.

Каждый урок математики должен иметь цель - раз­витие логических (умственных) операций, творческих возможностей, речи, в том числе и математической, уча­щихся. Этой цели подчинены все задания учебника-тет­ради, устные упражнения, логика построения урока. Вместе с тем к каждому уроку ставится обучающая цель, направленная на организацию деятельности детей по усвоению конкретных математических знаний, умений, навыков.

Необходимым средством формирования познаватель­ной активности шести- и семилетних детей является ди­дактическая игра. Правильно организованная с учетом специфики учебного материала игра тренирует логичес­кое мышление, внимание, мыслительную деятельность и является одним из приемов преодоления пассивности учеников. Учебник-тетрадь имеет широкие возможнос­ти для организации дидактических игр на уроке, он включает большое количество заданий для организации игровой деятельности, наполненной математическим со­держанием. Помимо этого нами подобраны упражнения для рисования, раскрашивания, дорисовывания карти­нок, что является излюбленным видом деятельности младших школьников. В учебниках второго класса на разворотах страниц помещены настольные игры, направ­ленные на закрепление вычислительных навыков.

Важным аспектом обучения шестилетних детей так­же является разумное использование в учебном процес­се средств наглядности, обусловленное особенностями детей 6-7-летнего возраста. В предлагаемом учебнике-тетради предусмотрен постепенный переход от предмет­ной наглядности к абстрактно-символической.

Следует отметить ориентацию нашего учебника на преобладание у младших школьников положительного эмоционального восприятия той деятельности, которую они выполняют. Все, что не находит положительного эмоционального отклика у ребенка, как правило плохо усваивается. Этой цели подчинено и оформление учеб­ников, и форма подачи учебного материала. Система тре­нировочных упражнений представлена в виде разнооб­разных заданий в игровой и занимательной форме, где выполнение вычислений не является для ребенка уто­мительной процедурой, а служит средством для реше­ния значимых для него проблем.

Средний возраст учащихся 2 класса 12-летней шко­лы - 7 лет. Учет возрастных особенностей 7-летних детей повлиял не только на отбор содержания программы для 2 класса, состав УМК, но и на оформление учебника и тетради. Учебник, как и в 1 классе, содержит иллюст­рации, наглядный или схематический материал, позво­ляющий создать наглядную опору при введении нового материала, решении текстовых задач, составлении не­равенств и выполнении других видов заданий. Предус­мотрено постепенное изменение характера заданий, к концу увеличивается количество заданий, где деятель­ность ребенка регулируется текстом без иллюстраций. Идет подготовка к смене уровня мышления. Первые учеб­ники математики играют немаловажную роль в воспи­тании положительного, заинтересованного отношения ребенка к математике, поэтому формулировки заданий часто носят игровой характер, тем не менее насыщены полноценным математическим содержанием. Тетрадь с печатной основой позволяет разнообразить виды работы над типичными школьными заданиями.

Как учебник, так и тетрадь направлены на формиро­вание продуктивной деятельности учащихся. Трудные на первый взгляд задания по восстановлению выраже­ний по записанной последовательности действий, состав­лению задач по схеме выражения, дописыванию пропу­щенных данных и слов в задачах привлекают ребенка. Дети, становясь «соавторами» задач и упражнений, охот­но выполняют придуманные ими задания.

Учебники для 2-4 классов и тетради для 2 класса пост­роены поурочно. Каждый урок содержит задания разного вида, выполнение всех упражнений не является обязатель­ным. Отбор материала должен проводить учитель с уче­том уровня развития учащихся каждого конкретного клас­са. Однако задания расположены в такой последователь­ности, которая позволяет учителю легко планировать урок. Так, новая тема, как правило, сопровождается наглядны­ми иллюстрациями разного вида и идет в начале урока. Если необходимы специальные упражнения на актуали­зацию опорных знаний для введения новой темы, то та­кие упражнения помещены перед заданиями на усвое­ние нового материала. Примеры устных упражнений на актуализацию опорных знаний предложены в методичес­ком пособии. Упражнения на закрепление и повторение следуют за новой темой. Каждый урок содержит матери­ал на отработку вычислительных умений и навыков, уме­ния решать текстовые арифметические задачи. До изу­чения нового материала, требующего специальной подго­товки, в учебник заблаговременно включены задания под­готовительного характера.
УМК для 3-4 класса направлен на повышение доли самостоятельности при изучении материала, на исполь­зование учащимися дополнительных источников инфор­мации - задачника, справочных таблиц, сборника само­стоятельных работ.

В завершении хотим отметить, что при разработке нашего УМК мы опирались на лучшие достижения тра­диционной отечественной и зарубежной педагогики и методики обучения математики, а также интегрирова­ли идеи новых подходов в образовании с позиций преем­ственности научных взглядов (П.Я.Гальперин, Л.В.Зан-ков, П.М.Эрдпиев) и с учетом тенденций развития со­временной начальной школы в Республике Казахстан.
 
А.Б.АКПАЕВА, к.п.н.
Л.А.ЛЕБЕДЕВА, к.п.н.

 

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58