Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

«ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК - КНИГА НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

19.08.2016

«ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК - КНИГА НА ВСЕ ВРЕМЕНА» Источник: Газета «Казахстанская правда» №159 (28285)

Скоро в школах республики прозвенит первый звонок и ребятишки «с пеналами и книжками» вновь усядутся за парты постигать азы науки. Главным помощником в этом для них станет учебник. Каким должен быть учебник в школе XXI века? Как совместить в нем научные достижения с психологией ребенка, особенно младшего школьного возраста? На эти и другие вопросы мы попросили ответить президента издательства «Алматыкітап», почетного работника образования РК Гаухар САЙМАСАЕВУ, ведь издательство, которым она руководит уже 17 лет, занимается изданием учебников для начальных классов и дошкольных учреждений.

– Гаухар Айтжановна, в любой школе – и в той, что была вчера, и в сегодняшней, и в той, что будет завтра, – есть три обязательных компонента: ученик – учебник – учитель. Причем учебник в этой триаде – очень важный элемент, так как без него невозможен процесс обучения. Это первое, что берет в руки тот же первоклашка, когда переступает порог школы. Каким, на ваш взгляд, должен быть учебник, чтобы он заинтересовал, а не отпугнул ребенка?

– Действительно, учебник – это, пожалуй, главная книга в жизни детей, поэтому он должен быть увлекательным, доступным и ориентированным прежде всего на ученика. Есть в этом смысле великолепные примеры из мировой практики. Например, повесть-сказка учительницы и первой женщины – нобелевского лауреата Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» – по сути, учебник географии Швеции. Об этой книге в свое время восторженно писали, что она вселила «жизнь и краски в сухой пустынный песок школьного урока».

Хороший учебник дает детям стимул к познанию. В отличие от любой другой книги его цель – передать ребенку некий объем знаний, компетенций, которые будут ему необходимы на протяжении всей жизни. Такой учебник приближает будущее, а не отдаляет его.

Естественно, что разработка школьного учебника – длительный и трудоемкий процесс. Согласно классическим требованиям на создание рукописи учебника, его редактирование и оформление, печать и распространение требуется как минимум 2–3 года.

Особая статья – это подготовка учебных книг для младших школьников. Недавно наше издательство, Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ) совместно с издательством «Мектеп», а также корпорация «Атамұра» выпустили первые казахстанские базовые учебники для первоклассников, которые придут в школу в нынешнем учебном году.

Отличие новых учебников в том, что они не только дают знания, но и учат детей думать, рассуждать, объяснять, причем, как показала их апробация в 30 школах республики, эти знания усваиваются детьми достаточно легко. В течение учебного года по этим учебникам занимались около 4 тысяч первоклассников в 141 экспериментальном классе, которые по завершении учебы показали хорошие результаты.

– Надо понимать, что создание учебника – не произвольное творчество его авторов. Они должны ориентироваться на какие-то каноны, требования...

– Безусловно. Правительство утвердило Государственный общеобязательный стандарт образования (ГОСО), а Министерство образования и науки – соответствующие учебные планы и программы. Авторы и издатели обязаны ориентироваться на эти документы. Причем это не плод кабинетных рассуждений ученых-теоретиков. Обновленный государственный стандарт и новые учебные программы начальной школы разрабатывались НИШ совместно с Национальной академией образования имени И. Алтынсарина. Работа велась в течение 4 лет. В ней участвовали учителя-практики, ведущие ученые, отечественные и зарубежные эксперты. Проекты неоднократно обсуждались, изменялись, проходили экспериментальную проверку в школах страны.

Главный посыл новых образовательных стандартов и программ – развить функциональную грамотность наших школьников. Иными словами, если раньше на первый план выдвигался вопрос, какие знания получил ученик в процессе образования, то теперь во главу угла ставится другая задача: что способен делать учащийся на основе знаний, полученных по завершении курса обучения? Такой подход ориентирован на безболезненный выход будущего выпускника школы на рынок труда.

При создании учебников для первого класса наше издательство особое внимание уделило методическому сопровождению. В помощь учителю по всем предметам мы разработали развернутые сценарии каждого урока, где подробно расписаны действия учителя, направленные на достижение высоких результатов обучения.

– В одном детском стихотворении есть такие строки: «Похожи учебники на кирпичи /; Размерами, формой и весом. /; Тому, кто решил аттестат получить, /; Желательно быть Геркулесом». Насколько это соответствует действительности? Может ли ребенок унести все свои учебники в одном портфеле? И как на практике учитываются формат и вес учебников применительно к физическим возможностям школьника?

– Существуют строгие санитарно-гигиенические требования к учебным изданиям. Учитывается все: печать, качество и вес бумаги, гарнитура и размер шрифтов и многое другое с обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизой химической безопасности всех элементов. Поэтому новые учебники для первого класса разделены на несколько частей. Например, учебник «Обучение грамоте» состоит из трех частей по 66 уроков каждая, так как учебным планом предусмотрены 198 уроков в год. Апробация показала, что формат учебников выбран оптимальный. Предусмотрены облегченные износостойкие интегральные обложки. Очень удобные рабочие тетради. Учебники с тетрадями легко помещаются в школьные портфели и ранцы, с ними комфортно работать на партах.

– Как известно, сейчас учебникам приходится конкурировать с Интернетом. В чем выражается это соперничество? Как вы думаете, может ли интерактивная форма обучения вытеснить привычный бумажный учебник?

– Я считаю, что при грамотном использовании Всемирной сети никакого противостояния нет. Важно нау­чить детей находить качественную, нужную и полезную информацию. Кстати, это одно из требований новых учебных программ. Так что хороший учебник и полезный Интернет нужны нам в тандеме. Главное – уметь разумно, без вреда работать со всеми источниками.

Не секрет, что в Интернете никто не контролирует содержание контента, зачастую нет ни авторов, ни рецензентов. А учебник – это все-таки выверенный источник, прошедший государственную экспертизу в республиканском центре «Учебник» и в Министерстве образования и науки. Стоит добавить, что до представления в вышеназванные структуры учебник неоднократно проходит внутреннюю экспертизу в самих издательствах.

Что касается интерактивных форм обучения, они, естественно, имеют полное право на существование. Но должно быть содружество разнообразных методов обучения. И не надо забывать о том, что ребенок – это маленький человек, для которого необходимы общение, понимание, одобрение, помощь, совет. Желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает заинтересованность взрослого человека.

Как показывает практика, наиболее успешными оказываются учебники, написанные людьми, много лет проработавшими в школе и не утратившими умения разговаривать с детьми. Поэтому в создании новых учебников для первого класса нашего издательства участвовали опытные педагоги-практики и методисты из Астаны и Алматы. Мы также привлекли сильный авторский потенциал ряда регионов Казахстана – из Костаная, Лисаковска, Усть-Каменогорска и Актобе.

Пользуясь случаем, хочу поздравить систему образования и акима Костанайской области со знаменательным событием. Три учебно-методических комплекса для первого класса «Алматыкітап», разработанных нами совместно с учителями-практиками Костаная, – «Обучение грамоте», «Русский язык» и «Физическая культура» – утверждены МОН РК как базовые и рекомендованы для использования в организациях образования страны. В новом учебном году по ним будут обучаться около 390 тысяч первоклассников.

Огромную пользу при создании новых учебников нашим авторам дали уровневые курсы Центра педагогического мастерства ААО «НИШ» и ИПК АО «Өрлеу», которые проводили опытные тренеры, прошедшие подготовку за рубежом и получившие сертификат международного экзаменационного совета Кембриджского университета.

– Не кажется ли вам, что наша образовательная система порой слишком уж копирует зарубежные образчики? В том числе и в плане создания учебников. Согласитесь, у казахского народа свой менталитет и свой образ жизни.

– Понимаете, наше государство сегодня – это не изолированная страна, а часть огромного глобализирующегося мира, поэтому мы не можем не учитывать лучший зарубежный опыт. Особенно относительно естественнонаучных дисциплин. А вот учебники истории, литературы, языковые должны базироваться на отечественном материале и воспитывать у школьников любовь к Родине, к своему народу, к богатствам родной земли. Напомню слова нашего Президента Нурсултана Назарбаева: «Мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций, ценностей… Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация. Этого нельзя допустить».

Отсюда ключевая цель школьного образования – формирование личности гражданина Республики Казахстан, настоящего патриота своей страны. Реализации этой цели должны отвечать все учебники.

– Понятно, что новые учебники должны «обкатываться» в школах, прежде чем станут обязательными. А вот кто несет ответственность за ошибки и просчеты в них? Как Министерство образования курирует процесс обеспечения качества учебников?

– Любой учебник должен проходить испытание на практике. Это обязательное условие. Что касается ошибок и просчетов в учебниках, то ответственность за них несут авторы, издатели и типографии (могут быть пропуски и путаница страниц и блоков, некачественная печать и сшивка блоков, другие оплошности). В подобных случаях виновной стороной возмещается ущерб, а мы, издатели, предлагаем замену учебников.

Министерство образования и науки серьезно курирует процесс создания учебников. Активно работают Комитет по контролю в сфере образования и науки, республиканский научно-практический центр «Учебник», которые не только контролируют эту деятельность, но и заинтересованы в открытом диалоге с нами и с авторами учебников. Как отмечают мои коллеги-издатели, есть несколько действенных площадок для диалога. Например, еженедельные онлайн-конференции с участием министра образования и науки Е. Сагадиева по качеству и проблемам обеспечения учебниками. Создан специальный портал МОН РК «Общественная оценка качества учебников», предоставивший возможность любому пользователю отправить претензии по качеству того или иного школьного учебника.

Для улучшения мониторинга качества наших учебников мы создали в своем издательстве специальный департамент с региональными представителями, расширили состав привлеченных экспертов из числа опытных педагогов, методистов, ученых.

Что касается учебников «Алматыкiтап баспасы», то родители отмечают хорошее качество бумаги, печати и оформления наших учебников. Положительно отзываются о доступности содержания учебного материала. Не обходится, конечно, и без критики, которую мы всегда учитываем.

– Завершая нашу беседу, не могу не спросить: а каково ваше представление об идеальном учебнике?

– Перефразирую известные строки Александра Твардовского: «Пусть читатель вероятный скажет с книжкою в руке: «Вот учебник – все понятно, все на умном языке». Иными словами, идеальный учебник – это тот, который понятен и ученику, и педагогу, и родителю. Тот, который хочется взять в руки. Он доставляет радость открытия, будит воображение и интерес ребенка. Это та книга, после изучения которой хочется узнать еще больше. Ибо желание познавать новое – это и есть желание учиться.

Автор: Елена БРУСИЛОВСКАЯ

 

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58