Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

Антипедагогическая поэма или дюжина ножей в спину двенадцатилетки.

28.02.2007

Источник: «Экспресс К» № 36 (16184)

28.02.2007г

«Антипедагогическая поэма
или
Дюжина ножей в спину двенадцатилетки»

История вопроса
11 ноября 2004 года Госпрограм­ма развития образования в Казахста­не на 2005-2010 годы была утверж­дена указом президента, и работа в этом направлении два года велась достаточно интенсивно. Например, Министерство образования и науки позаботилось о том, чтобы на спе­циально выделенные бюджетные средства более 30 тысяч учителей прошли переподготовку по перехо­ду на новую образовательную про­грамму. А целый ряд издательств Казахстана разработал и издал новые экспериментальные учебники (прак­тически по всем предметам), кото­рые четыре года проходили апроба­цию в экспериментальных школах многих регионов- нашей страны. Кстати, проводили издательства эту объемную и затратную работу в тес­ном взаимодействии с Минобразо­вания и в строгом соответствии с буквой закона.
В Госпрограмме развития образо­вания, утвержденной указом прези­дента, три ступени обозначены как «4+6+2»: первая ступень- начальное общее образование (1-4 классы), вторая - основное общее образова­ние (5-10 классы) и, наконец, третья ступень - среднеобщее образование и профильное обучение (11-12 клас­сы). В соответствии с Госпрограммой в 2008-2009 году все первоклассни­ки должны обучаться уже по новым стандартам и новым учебникам. Это значит, через 18 месяцев все апро­бированные учебники должны быть не только утверждены государством, но и растиражированы.
- Именно по такой классифика­ции образовательных ступеней и были разработаны новые учебники, именно по этому стандарту прохо­дит их апробация, - рассказывает президент АО «АлматыКитап» Эле­онора Баталова. - После многочис­ленных семинаров с учителями и пе­дагогами-учеными, после ряда до­работок учебников мы получили по­ложительные отзывы не только у нас, в Казахстане. Без ложной скромности скажу, что в адрес на­ших новых учебников не раз прихо­дилось слышать похвалу от россий­ских специалистов.

Систему менять надо?
Однако 23 октября 2006 года вышел приказ министра образования Бырганым Айтимовой за № 551, где струк­тура классификации ступеней образо­вания была изменена: начальное об­разование предусматривает 1-5 клас­сы, а в целом система «4+6+2» меня­ется на «5+5+2». Почему? На основа­нии каких веских аргументов и дово­дов? В результате каких обсуждений и какого анализа? Этого до сих пор не знают ни издатели, ни школьные учи­теля, ни ученые-педагоги.

- Как же так? - искренне недоуме­вает Элеонора Баталова. - Указ пре­зидента и Госпрограмма не отмене­ны, но приказ министра образования и науки коренным образом меняет их содержание. Если приказ вступит в силу, то получается, что вся колос­сальная работа была проведена впу­стую! Ведь изменение продолжитель­ности обучения полностью меняет все содержание учебной литературы, по­являются совершенно новые названия школьных предметов и изменяется ко­личество часов, отведенных на них.
Кстати, Минобразования придется заново переучивать 30 тысяч учите­лей за счет бюджетных средств. То есть за счет налогоплательщиков. За наши с вами деньги. Времени на коренную переработку учебников вооб­ще не остается. А ведь без апробации ни один учебник не имеет права на жизнь в соответствии с законодатель­но-нормативной базой.

- Боясь сорвать ввод Госпрограм­мы в действие, мы начинаем забра­сывать Минобразования письмами с просьбой предоставить нам програм­мы по предметам к стандартам, ут­вержденным министром, чтобы на­чать корректировку учебников, - го­ворит Элеонора Баталова. - В ответ чиновники министерства вторят: «Будут готовы - получите». Не полу­чили и по сей день! В феврале это­го года уже новый министр образо­вания г- н Туймебаев собирает семи­нар-совещание по вопросам 12-летки. Конечно, спасибо ему, что этот наиважнейший вопрос он выделил как приоритетный, что позвал на это совещание ученых, педагогов и изда­телей, что дал всем выступить и всех внимательно выслушал. Но и на этом совещании мы так и не получили ответа на три главных вопроса. Во-первых, чем система «5+5+2» лучше «4+6+2»? Во-вторых, как может быть действительным приказ министра образования и науки, противореча­щий Госпрограмме, утвержденной указом президента? И наконец, если приказ действительный, то почему никто до сих пор не может получить предметные программы к утвержденным министром стандартам?

Все будет «Тамаша»!
Между прочим, на этом совещании чиновники министерства парадно докладывали и про 30 тысяч обучен­ных учителей (но ведь обученных по стандарту «4+6+2»!), и как славно проходит эксперимент по переходу на 12-летку в ряде регионов страны (но ведь он проходит тоже по стан­дарту «4+6+2»!).
- Когда на столь важные вопросы ответа упорно не дают те, кто должен сделать это в силу своих должностных обязанностей, начинаешь сам эти ответы искать, - говорит Элеонора Баталова. - Я, конечно, не позволю себе даже допустить мысль, что в недрах Министерства образования и науки умышленно готовился срыв ввода в действие программы 12-лет­него обучения и дискредитация ука­за президента. Жизненный опыт и некоторая неофициальная информа­ция подсказывают другое небезосно-
вательное предположение. Рынок разработки и издания учебной лите­ратуры за последние 2-3 года стал достаточно конкурентным. Это и бла­годаря законодателям, которые вне­сли некоторые поправки в закон «Об образовании», и за счет четкой под­законной нормативной базы, утвер­жденной правительством, и ясных правил игры на конкурентном рынке. Но недобросовестная конкуренция всегда была и остается губительной для развития рынка любой продук­ции. По информации моих коллег-издателей, некое ТОО «Тамаша», якобы созданное центром 12-летнего образования, сегодня уже вовсю разрабатывает учебники по новому министерскому стандарту «5+5+2». В отличие от остальных издательств, у них есть и программы по предметам, и все необходимое для этой работы. И вообще приказ Министерства об­разования и науки о замене системы «4+6+2» на «5+5+2» появился якобы специально под ТОО «Тамаша». А чтобы другие издательства не конку­рировали с коммерческим детищем чиновников, им и не выдают необхо­димую программную документацию. Конечно, можно посчитать эту ин­формацию банальной сплетней, кото­рая часто рождается про наших чи­новников, а также ущемленным само­любием г-жи Баталовой. Но вот что настораживает. На последнем сове­щании чиновники Минобразования вдруг оживленно заговорили о том, что на разработку учебников надо выделять бюджетные средства. С чего бы это вдруг? Ведь специальная инст­рукция, утвержденная Минюстом, однозначно подчеркивает, что затра­ты на разработку учебной литерату­ры - это забота и головная боль из­дателя. Например, АО «АлматыКитап» на это деньги у государства ни­когда не просило - брало банковские кредиты и само несло эти расходы.

Далее. Если внимательно ознако­миться с «Перечнем литературы для внеклассного чтения и пополнения библиотек общеобразовательных школ», можно легко обнаружить, что ТОО «Тамаша» не только реально существует в природе, но и является очень родным Министерству образо­вания и науки. Ведь согласно «Переч­ню...» именно это ТОО получило право и даже поручение Центра 12-летнего образования напечатать, поставить в общеобразовательные школы (и собрать с них бюджетные деньги) литературу по 17 наименова­ниям. Без всяких тендеров и конкур­сов! А это уже прямое и явное нару­шение закона.

Конкуренция конкуренцией, но задачи, поставленные президентом страны в сфере образования, неизме­римо выше чьих-то коммерческих интересов. Государственную программу по 12-летке срывать недопу­стимо. А она однозначно будет сорва­на, если втайне от всех некоторые недобросовестные конкуренты на рынке учебной полиграфии срочно разработают учебники по стандарту «5+5+2», а Минобразования именно их решит тиражировать для всех школ страны. Апробацию-то учебники пройти никак не успеют.
И беда даже не в том, что допуск их в школы без апробации станет грубым нарушением законодательных норм. Беда в том, что без апробации (в ходе которой учебник неоднократ­но совершенствуется с учетом заме­чаний практиков) невозможно полу­чить безупречную учебную литерату­ру. На-гора выкатится очередной сырой полуфабрикат, а Госпрограмма то 12-летнему образованию умоется. вместе с ней - и наши дети.

Тимур НЕТАЛИЕВ








 

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58