Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

Чтоб никто не звонил и не указывал: Мол,эти учебники заказывайте.

27.02.2009

Чтоб никто не звонил и не указывал: Мол,эти учебники заказывайте. Источник: «Бизнес и власть»№13 (242)

27.02.2009г.

«Чтоб никто не звонил и не указывал: мол, эти учебники заказывайте»

На рынке школьных учебников наконец-то появилась альтернатива - сегодняшнее законодательство предусматривает для школ возможность выбора учебной литературы, рассказала президент Ассоциации издателей и книгораспространителей Казахстана Элеонора Баталова.

— Элеонора Нигметовна, как вы оцениваете конкурентоспособность издательского рынка Казахстана?
— Самое важное в сегодняшней ситуации — тот факт, что рынок школьных учебников стал конку­рентным. Этим можно гордиться. За последние годы государством было принято много важных мер, и по­зитивное развитие рынка смогло произойти только при содействии госорганов. Не раз лично Президент своим прямым вмешательством определял политику правительства в этой сфере.

Так, в свое время указом главы государства было ратифицирова­но «Флорентийское соглашение», которое дало издательствам экономические преимущества. Суть этого соглашения заключа­лась в том, что при перемещении среди стран-участниц (их 98) ли­тературы по культуре, науке и об­разованию печатные издания освобождаются от госпошлины и налогов. Это давало возможность налаживать выгодные партнерские отношения с зарубежными издате­лями и полиграфистами. К сожа­лению, с 1 января 2004 года все льготы отменены.

Долгое время оставалась нерешенной проблема создания условий для конкурентной среды в сфере издания учебников и учебных пособий. Практика показала что монополия в этом деле дает отнюдь не блестящие результаты. В связи с этим наша ассоциация неоднократно обращалась в адрес главы государства, правительства и парламента страны с соответ­ствующими предложениями. Госу­дарству нужны условия для выпус­ка альтернативных учебников, ну­жен конкурентный рынок.

Благодаря прямой поддержке Президента были внесены измене­ния в закон об образовании. В 2004 году Министерством образования на основе новой законодательной базы была разработана и утверждена «Инструкция по организации подготовки и издания учебной ли­тературы для организаций образо­вания». Теперь министерство выс­тупает методическим центром, как это делается во всех развитых странах, то есть разрабатывает учебные программы и стандарты, осуществ­ляет апробацию учебно-методичес­ких комплексов, проводит экспер­тизу. Получив министерский гриф «рекомендовано, допущено», изда­тельские компании занимаются сбором заказов и тиражированием. Стоит отметить, что частные изда­тельства осуществляют разработку учебников за счет собственных средств, экономя таким образом государственные.

С целью формирования конкурентоспособной системы образования в 2004 году указом Президента была утверждена госпрограмма развития образования на 2005-2010 годы. Постановлением правительства в 2006 году утвержден план мероприятий по переходу на 12-летнее общее образование, так , как Казахстан присоединился к Лиссабонской конвенции. А это предусматривает приведение всей системы среднего образования, как по содержанию, так и по про­должительности обучения, в соот­ветствие с европейскими стандар­тами. Все эти меры непосредствен­ным образом повлияли на улучше­ние качества содержания учебни­ков, на обеспечение их высокого полиграфического исполнения, на формирование справедливой цено­вой политики.

Сегодня в Казахстане зарегис­трировано более 200 издательств, из них реально работают 70-80, выпус­кают учебную литературу пример­но 17, среди которых несколько крупных игроков — «Атамура», «Алматыкітап», «Мектеп», «Просвеще­ние Казахстан». Присутствие на рынке нескольких игроков позво­ляет улучшать качество учебников, ведь если ты недостаточно порабо­тал над учебником, то, во-первых, он не пройдет госконтроль, во-вто­рых, школьные учителя его забра­куют и не выберут из предлагаемой альтернативы, в-третьих, твою нишу на рынке немедленно займут конкуренты. Все помнят, сколько нареканий в прессе было в адрес самых первых казахстанских учеб­ников. Сегодня столь серьезной критики и, тем более, издевательс­ких насмешек ни одно СМИ уже позволить себе не может.

—До недавнего времени фак­тически монополия на рынке при­надлежала издательствам «Атамура» и «Мектеп». Как это стало возможным?
— Из-за законодательных организационных недоработок в деятельности правительственных структур. Например, объявлялся тендер на создание учебника для 5 класса, и уже через месяц по усло­виям тендера издательство должно было представить готовый учебник.

Но ведь ясно, что за месяц учебник подготовить невозможно, это твор­ческая, громадная кропотливая ра­бота. Очевидно, что условия тенде­ра обозначались в пользу и в инте­ресах отдельных и заранее избран­ных компаний. Ситуация ради­кально изменилась только после того, как в законодательство об образовании были внесены изме­нения, согласно которым право выбора было предоставлено учите­лям школ. Теперь перечень учеб­ной литературы, разрешенной к использованию в организациях образования, предусматривает не более 5 учебников и учебно-мето­дических комплексов по одному предмету. Однако выбор из пяти комплектов — это уже настоящая конкуренция. В прошлом году, на­пример, Минобразования утверди­ло по 1 классу одиннадцатилетки два комплекта, а по некоторым предметам даже три — трех разных издательств. Имя министра, кото­рый на это решился, может войти в историю Казахстана.

Какие проблемы на рынке се­годня остаются нерешенными?
Коренных проблем в сфере книгоиздания можно выделить три. Первая: совершенно очевидно, что пришло время организовывать спе­циальную подготовку будущих авторов школьных учебников, кото­рых сегодня катастрофически не хватает. Да и их творческий багаж нуждается в обновлении. Это рабо­та педагогических вузов, Минобра­зования. В учебных процессах должны появиться определенные новшества, которые нацелят талан­тливую молодежь на творчество в сфере рождения новых учебников.

Вторая проблема состоит в не­добросовестности некоторых чи­новников областных департаментов образования, которые не доводят до школьных учителей все варианты учебников, рекомендованных Мин­образования для учебного процес­са. Учителя должны знать все пред­ложенные учебники, допущенные к учебному процессу, и не бояться иметь право выбора

И третья проблема - это необхо­димость защиты добросовестной конкуренции на рынке учебников, жесткой защиты всеми предусмот­ренными государственными спосо­бами. Чтобы никому из чиновников даже в голову не пришло звонить и указывать: эти, мол, учебники за­казывайте, а эти нет. Увы, такие слу­чаи у нас еще встречаются.

— Вы очень лояльны по отноше­нию к госорганам, обычно практи­ки-бизнесмены критикуют министер­ства и правительство в целом. А у вас с властью, похоже, идеальные отношения?
- Если у нашей ассоциации сложились с госорганами хорошие конструктивные отношения, ими надо дорожить. Публичную крити­ку можно сравнить со скальпелем хирурга, который нужно использо­вать только в крайнем случае.

Конечно, есть в организации сегодняшней работы Минобразова­ния некоторые недочеты, которые сильно влияют на результаты нашей работы. Например, ежегодный при­каз министерства «Об утверждении перечня учебных изданий, разре­шенных к использованию в орга­низациях образования» выходит лишь в феврале, а то даже и в марте. Это очень поздний срок. В резуль­тате территориальные отделы обра­зования не успевают своевременно собрать заказы на учебники, пере­дать их в издательства, оформить договоры и произвести предоплату на издание заказанного тиража.

А ведь издательству тоже надо обобщить заказы по регионам, раз­местить тиражи в типографиях, учитывая типографские технологи­ческие графики. И если раньше из­дательства заключали лишь 16 до­говоров (в области и в двух горо­дах), то с 2005 года с учетом законо­дательных изменений в государственном и местном управ­лениях договоры заключаются и с районными отделами. То есть дого­воров надо заключить более 200. Если работа начинается лишь в мар­те, все не успевают, создается спеш­ка, нервозность, и в итоге все это ведет к срыву установленных сро­ков поставки учебных изданий в школы до 1 сентября.

За срыв сроков поставки изда­тельствам предъявляются еще и штрафные санкции — до 0,5% от суммы договора за каждый просро­ченный день. Получается, по сути, что виновник задержки штрафует свою жертву! Справедливо ли это? Всего-то ведь надо, чтобы приказ министерства вышел в январе. Мы с этим вопросом уже вышли на ми­нистра и надеемся, что он заставит своих чиновников пересмотреть графики подготовки и выхода при­каза с учетом вышеперечисленных аргументов.

К учебникам «Атамуры» и «Мектепа» было много нареканий как по качеству, так и по оформле­нию. Тогда как получилось, что учеб­ники низкого качества были допуще­ны в печать?
Не хотелось бы говорить что-то плохое о прошлом конкурентов. Наверное, были субъективные при­чины. Но были и объективные: от­сутствовали механизмы настояще­го контроля за соблюдением обяза­тельных стандартов, не было серь­езной экспертизы представленных работ. Сегодня работает независи­мый центр «Учебник», который возглавляет опытный специалист Алма Абылкасымова. Тот факт, что в прошлом году изъято из учебно­го процесса более 2000 учебников и учебно-методических комплек­сов, большая часть из которых от­правлена на доработку, должен го­ворить о многом.

Были ли претензии к вашему издательству «Алматыкітап» по представленным учебникам?
Конечно, были, у нас ведь тоже не боги горшки обжигают, хотя мы работаем с замечательны­ми творческими коллективами. Например, в прошлом году «Ал­матыкітап» получило замечания по учебникам «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение» и «Физическая культура». Но за­мечания были непредвзятыми и конструктивными, что помогло нам доработать учебники в тече­ние года и значительно улучшить их качество.

Иной раз законы пытаются улучшить, а они все равно неэф­фективны. В том, что законода­тельное поле в издании учебников изменилось в лучшую сторону, в какой-то мере, наверное, есть и заслуга «Алматыкітап». Если бы вы не вышли на рынок со своей про­дукцией, то никакой конкуренции не было бы...Действительно, на каком-то этапе мы послужили примером для других издательств, потому что они с таким великаном, как «Атамура», просто боялись вступать в конку­ренцию, заранее не веря в возмож­ность хоть в чем-то их победить.

Сегодня в различных сферах государство ищет способы помощи наиболее уязвимым слоям населе­ния, например создавая социальные -магазины, в которых товары прода­ются по низким ценам. Коснутся ли подобные меры и учебников?
- Не представляю, что такое, например, социальный продукто­вый магазин в условиях рыночной экономики. Это что, монополиза­ция рынка? Меры должны быть исключительно рыночными. Необ­ходимо, к примеру, индексировать доходы населения с учетом реаль­ной инфляции. Либо социальные службы должны закупать про­дуктовые пакеты на конкурент­ном рынке и предоставлять их нуждающимся. Понятно, что ме­ханизм более громоздкий, но он не приведет к поблажкам для одних участников рынка и фактическо­му «убиению» других.

Что же касается учебников, тут все проще. В период финансового кризиса государство должно поза­ботиться о подрастающем поколе­нии — будущем нашей страны — и подумать об увеличении бюджета для закупа учебной литературы. При закупе литературы необходи­мо учитывать, что все издания, ут­вержденные приказом Минобразования, имеют равные права, а из­дательства, выпустившие их, — равные условия распространения своих изданий.

Оксана ЩЕРБАКОВА

 

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58