Главная / Пресс-центр / Пресса
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

Детская литература лидирует в кризис.

26.11.2009

Источник: «Капитал.kz» №46 (233)

26.11.2009 г.

«Детская литература лидирует в кризис»

Снижение казахстанского книжного рынка по итогам 2009 года составит 20%. Но это не столь ощутимые потери. Игроки планируют увеличить свои доходы уже в начале 2010 года. Столь оптимистичные сценарии они связывают, в том числе, и с созданием Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. В то же время создание ТС будет иметь два сценария развития, с одной стороны – доля российской литературы в республике будет расти, а с другой – возможны какие-либо новые совместные с Россией сделки и проекты.

Озвучивая прогнозы, холдинг «Меломан» заявил «Капитал.kz» о том, что, скорее всего, они в 2009 году получат на 20% меньше прибыли от продажи книг, чем в 2008-ом. С ними согласны специалисты торговой сети «Экономикс». «Так как мы в основном специализируемся на продажах бизнес-литературы, то значительно ощутили понижение покупательской способности. Прошлые бизнес-издания отошли на второй план, нужны свежие издания по выходу из кризиса», – отметили в торговой сети. Об этом свидетельствуют и цифры, предоставленные компанией «Экономикс».

В 2008 году розничный товарооборот компании упал на 18-20% по сравнению с 2007 годом. В 2009 году розница по сравнению с 2008-м также показала снижение на 20%, а по сравнению с 2007 годом – на 40%.

Это объясняется понижательной тенденцией покупательской способности потребителей, так как книги не являются товаром первой необходимости. «Стабильным остается спрос на учебную литературу и на издания книжной серии «Мой Казахстан», идет спад спроса на художественную литературу, – поясняет Александр Дериглазов, председатель совета директоров холдинга «Меломан». – Вместе с тем, в книгах процент падения продаж – существенно ниже, чем в других группах товара, из тех, которыми занимается наша компания». Но спад очевиден, исходя из динамики открытия новых точек компании «Меломан»: в 2007 году было открыто 10 магазинов, в 2008 году количество открываемых точек сократилось до 8, тогда как в 2009 году оно составило всего 4 магазина.

Несмотря на это,за последние три месяца холдинг «Меломан», занимающий 8 – 10% книжного рынка Казахстана, продал от 80 000 до 90 000 книг в каждом месяц, прогнозируется, что в декабре продажи возрастут до 100 000.

Интересно отметить, что во время мирового финансового и экономического кризиса спрос на литературу экономического направления значительно снизился, тогда как детские и художественные издания по-прежнему остаются на лидирующих позициях.

Кризис не мог не сказаться и на выпуске печатных изданий. Как рассказали «Капитал.kz» в одном из самых крупных казахстанских издательств «Алматыкiтап баспасы», отразилось это на росте цен на сырье и материалы, транспортные расходы, а, следовательно, на повышении стоимости книг.

Кроме того, повысились требования к качеству выпускаемых изданий, к которым покупатели относятся очень избирательно. На первый план выходит качество подаваемого материала, высокое полиграфическое исполнение и применение инноваций. В этой связи остро возрастает конкуренция на книжном рынке, на котором и так сегодня преобладают российские издания.

Не секрет, что одной из самых читающих стран мира был Советский Союз. После распада СССР бывшие республики, в том числе и Казахстан, в начале 90-х годов испытывали дефицит книжной продукции, так как в союзные времена практически лучшие издательства были сосредоточены в России, они первыми приспособились к рыночным условиям, начали выпускать востребованную продукцию.

К сожалению, по мнению представителей книжной сети «Экономикс», в Казахстане по пальцам одной руки можно назвать издательства, чьи книги конкурентоспособны с российскими изданиями. С ними солидарен и г-н Дериглазов. «Доля продаж книг казахстанских авторов достаточно заметная, но, безусловно, количество писателей и издательств в Казахстане и России несопоставимо», – подчеркнул он.

Все больше изданий востребованы на казахском языке. В этом направлении для казахстанских издательств широкое поле деятельности. Отчасти представители издательства «Алматыкiтап баспасы» подтверждают данное утверждение, говоря о художественной литературе, тогда как казахстанские издательства лидируют в сегменте учебной литературы. Большой интерес у читателей вызывают и издания по истории, этнографии, краеведению нашей страны. Для обеспечения конкурентной способности казахстанской литературы «Алматыкiтап баспасы» разработаны и осуществлены совместные с зарубежными партнерами проекты по изданию книг. Издательство сотрудничает с английскими издательствами Dorling Kindersley Limited и Usborne Published Limited.

Среди казахстанцев бытует мнение, что в России покупать нужную литературу выгоднее, чем ту же самую у нас с наценкой. Специалисты торговой сети «Экономикс» утверждают, что цены в Москве сопоставимы с казахстанскими, хотя издержек в Москве намного меньше. С учетом НДС, транспортных издержек, арендных ставок, банковских кредитов, в целом накрутки на книжную продукцию в Казахстане варьируются от 30 до 70%, где-то на ходовые издания достигают и 100%. В то же время, по мнению представителей издательства «Алматыкiтап баспасы», было бы неплохо, чтобы детская познавательная и учебная литература не облагалась НДС. Отсутствие НДС на указанную литературу повлияло бы на ценообразование в сторону снижения стоимости и явилось реальной поддержкой государства для культурного развития и образования подрастающего поколения казахстанцев.

Среди конкурентных преимуществ казахстанского рынка представители ведущих сетей книжной торговли и производства отмечают: широту диапазона предоставляемой продукции (так, например, для увеличения ассортимента изданий на книжном рынке Казахстана издательство «Алматыкiтап баспасы» сотрудничает с более чем 300-ми авторами), эксклюзивность партнеров, комфортность магазинов, неординарность тематических и жанровых выкладок книг, быстроту предложения новинок книжного рынка, систему доставки индивидуальных заказов и, конечно, освоение книжной торговли через интернет.

Что касается года грядущего, с созданием Таможенного союза, по оценке представителей торговой сети «Экономикс», существует два варианта развертывания событий на книжном рынке Республики Казахстан: во-первых, активно будут входить на отечественный рынок российские игроки книжного рынка; во-вторых, вероятна реализация совместных бизнес-проектов с казахстанскими игроками.

Вместе с тем, книжный рынок будет следовать общим тенденциям, а значит, все больше книг будет продаваться в современных магазинах и торговых центрах. Однозначно будут набирать обороты продажи книг в интернете.

«Скорость роста книжного рынка будет сильно зависеть от роста благосостояния населения. На рынке останутся известные издательства, которые рассчитывают на собственные средства и силы и выпускают качественную и востребованную литературу», – пояснили в «Экономикс».

В большинстве случаев книжный рынок остается наиболее консервативным сектором экономики. В данном аспекте он не так существенно изменился в ходе протекания мирового финансово кризиса. В то же время у казахстанского рынка печатной продукции остается еще много нерешенных и сложных проблем, что должно быть преодолено совместными усилиями компаний и государства, ведь книга – это образование, а значит, и один из кирпичиков построения будущего цивилизованной и образованной нации.

Вся наша жизнь связана с книгами, как ни с какой другой вещью, ведь книги – это одновременно и источник знания и саморазвития, и способ расслабиться и получить удовольствие. Известный европейский ученый Бенедикт Андерсон в своей работе «Воображаемые сообщества» утверждает, что книгопечатание стало первой и важнейшей отраслью в период нарождения капитализма. Книга была первым товаром из индустриальной эпохи – один экземпляр не отличался от другого, количество экземпляров было неограниченным.

Ольга Веселова

 

В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58