Главная / Пресс-центр / Выставки и ярмарки
Новости
Пресса
Выставки и ярмарки
Презентации

Международный семинар «Проблемы совместной разработки учебников естественно-математического цикла» г.Астана

27.10.2011

Международный семинар «Проблемы совместной разработки учебников естественно-математического цикла» г.Астана

 

 

Директор Республиканского научно-практического центра «Учебник» Каримова Бейбиткуль Сарсемхановна  открывает Международный семинар «Проблемы совместной разработки учебников естественно-математического цикла»

 

 

 



Фотоархив


Президент издательства «Алматыкітап баспасы» Ломейко А.Е. на Международном семинаре «Проблемы совместной разработки учебников естественно-математического цикла» г.Астана. Президент издательства «Алматыкітап баспасы» Ломейко А.Е. на Международном семинаре «Проблемы совместной разработки учебников естественно-математического цикла» г.Астана.
Участники семинара на стенде издательства «Алматыкітап баспасы» Участники семинара на стенде издательства «Алматыкітап баспасы»
Президент корпорации «Атамура»  Кул-Мухаммед Рахымгали Абрарулы и президент издательства  «Мектеп» Сатыбалдиев Ерлан Абенович знакомятся с изданиями «Алматыкітап баспасы» Президент корпорации «Атамура» Кул-Мухаммед Рахымгали Абрарулы и президент издательства «Мектеп» Сатыбалдиев Ерлан Абенович знакомятся с изданиями «Алматыкітап баспасы»


Выдержки из семинаров

 

Доклад А.Е. Ломейко, к.э.н.
 
Качественный подход к созданию
учебно-методического комплекса
по предметам естественно-математического
цикла для начальной школы
 
ТОО «Алматыкiтап баспасы», Казахстан, г. Алматы, ул. Жамбыла, 111,
тел. +7(727)250-29-58, факс+7(727)292-81-10, e
-mail:alkitap@intelsoft.kz
 
В повышении качества и совершенствовании содержания обучения школьников, организации образования на уровне современных требований, обогащении и обновлении информации по общеобразовательным предметам важную роль играет учебник и учебно-методический комплекс по изучаемому предмету. Как мы помним, в советское время большинство учебников для школ выпускалось в центре и только переводная литература и учебники по казахскому языку издавались в республике. Обретение Независимости нашей страной поставило задачу перед казахстанским образованием создать качественно новые отечественные учебники и учебно-методические комплексы для учащихся общеобразовательных школ. Это был сложный и кропотливый труд казахстанских ученых, методистов, учителей и издателей.
Наше издательство «Алматыкiтап баспасы» одно из первых издательств в СНГ, которое разработало и выпустило в свет учебную литературу для предшкольной подготовки. Далее в 2003 году  качестве эксперимента мы начали издавать учебную литературу для начальной школы. Это были учебники и УМК по экспериментальной 12-летней программе обучения. В их числе были УМК по предметам естественно-математического цикла «Математика» и «Дүниетану» («Познание мира») для учащихся 1-4-х классов с казахским и русским языками обучения. В состав УМК по математике на казахском и русском языках входили учебник, рабочие тетради и методическое пособие. УМК по «Дүниетану» («Познанию мира») был представлен учебником, дневником наблюдения и методическим пособием для учителя.
Благодаря Президенту нашей страны Нурсултану Абишевичу Назарбаеву в Казахстане с 2004 года был введен принцип альтернативности учебников, то есть не существует монополии одного издательства на выпуск того или иного учебника. Выпуск учебной литературы отдан в конкурентную среду, что значительно повысило ее качество содержания, полиграфическое исполнение и повлияло на уменьшение стоимости. При этом все учебники соответствуют Государственным стандартам и предметным программам, утвержденным Министерством образования и науки Республики Казахстан. На практике – учителя и родители могут выбрать из разнообразия учебной литературы наиболее качественный учебник.
С утверждением Министерством образования и науки РК Инструкции по организации подготовки и издания учебной литературы для организаций образования от 24.05.2004г. №454, в которой провозглашался принцип альтернативности и равноправия издания учебной литературы, издательство «Алматыкiтап баспасы» активно включилось в работу по разработке и созданию учебников и УМК для 11-летних общеобразовательных школ.
В 2008 году издательством был выпущен полный блок учебников для 1-го класса и, соответственно, уже в нынешнем году была издана учебная литература для 4-го класса. При этом из года в год качественно менялся состав учебников и УМК. Так, если в 2008 году по предмету «Математика» были созданы учебник, рабочие тетради, демонстрационный материал и методическое пособие для учителя, то к 2011 году состав УМК по многочисленным просьбам учителей и родителей пополнился математическими прописями и рабочей тетрадью «Занимательная математика». В целом УМК для 1-го, 3 и 4-го классов, как с казахским, так и с русским языком обучения, состоит из 6 наименований, для 2-го класса – из 5 наименований. Начиная с 3-го класса рабочие тетради по математике заменяются тетрадями для контрольных и проверочных работ и в состав УМК включается сборник задач и упражнений. Для более полного овладения учащимися математическими знаниями издательством разработан и выпущен в свет демонстрационный материал «Таблицы и справочные материалы» по математике, рассчитанные на учащихся 1-4-х классов. Авторами УМК по предмету «Математика» являются А. Акпаева, Л. Лебедева и В. Буровова.
По предмету «Познание мира» («Дүниетану») учебно-методический комплекс включает в себя учебник, дневник наблюдения и методическое пособие для учителя. В 2009 году для этого предмета также был выпущен демонстрационный материал, а в 2011 году создана рабочая тетрадь «Я исследую мир». Авторами учебной литературы по предмету «Познание мира» стали К. Аймагамбетова, Т. Идилова, Б. Хаджиева и Т. Першина.
Для создания современного учебника в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности детей начальной школы, который повлияет на отбор содержания и оформления учебника и тетрадей, УМК в целом. Издательство «Алматыкiтап баспасы» впервые ввело в практику привлекать к разработке учебников психологов.Учебники содержат иллюстрации, наглядный или схематический материал, позволяющий создать наглядную опору при введении нового. Идет подготовка к смене уровня мышления. Первые учебники математики играют немаловажную роль в воспитании положительного, заинтересованного отношения ребенка к математике. Тетради с печатной основой позволяют разнообразить виды работы над типичными школьными заданиями. Как учебник, так и тетради направлены на формирование продуктивной деятельности учащихся. Трудные, на первый взгляд, задания по восстановлению выражений по записанной последовательности действий, дописывание пропущенных данных и слов в задачах привлекают ребенка. Дети, становясь “соавторами” задач и упражнений, охотно выполняют придуманные ими задания. Почти в каждый урок учебника и тетради включены задания на развитие мыслительных операций, которые могут быть даны как на математическом, так и на не математическом материале с учетом национальных особенностей страны.
Материал учебника должен быть полностью усвоен читателем-учеником и должен быть: доступным для понимания изучающих предмет. Из этой особенности вытекает необходимость сделать все возможное, чтобы ученик получил возможность «впитать» максимум знаний. Также учебник должен содержать дополнительные материалы, которые способствуют не только рациональному, но и эмоциональному восприятию изучаемого материала.
При создании отечественных учебников издательство «Алматыкiтап баспасы» учитывает национальные, географические и экономические особенности нашей страны, поскольку по учебнику, в котором представлены национальные черты, учащимся гораздо легче воспринимать учебный материал. Такой учебник у подрастающего поколения прививает любовь и патриотические чувства к родному краю, к Родине, формирует достойных граждан своей страны.
Издательство в работе над учебной литературой придерживается таких основ построения учебного издания, как:
·          Соответствие Государственному стандарту и прдметным программам, утвержденным МОН РК;
·          новая технология преподавания;
·          современное содержание учебника;
·          комплексный подход к изучаемому предмету;
·          учет национальных и географических особенностей страны;
·          учет возрастных психологических особенностей учащихся;
·          современное оформление.
Как известно, главным критерием создания высококачественных книг является компетентный автор. Наиболее приемлемый вариант группы для написания учебника – учитель-практик, ученый и сильный методист. Не стоит забывать, что при создании учебной литературы важно наличие сильного профессионального издательского коллектива.
Чтобы учебники и УМК соответствовали мировым требованиям, прежде чем приступать к их выпуску, коллектив издательства «Алматыкiтап баспасы» изучает принципы, содержание и методику преподавания школьных дисциплин в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья, руководствуясь государственным стандартом образования и придерживаясь национальных особенностей нашей страны. Надо сказать, что все наши методисты и редакторы имеют большой опыт работы и на их профессиональную оценку представленной рукописи учебника можно положиться.Идеальный учебник может создать только грамотный авторский коллектив и компетентное специализированное издательство.
Для нашего издательства очень важно мнение рядового учителя и родителей, поэтому мы стараемся выяснить его при любой возможности. Это и многочисленные поездки редакторско-методического коллектива издательства в регионы страны, где совместно с управлениями образования нами проводятся круглые столы, и выступления в СМИ, участие в Августовских конференциях учителей и других мероприятиях, проводимых в области образования. Эти мероприятия проводятся благодаря активной поддержке и при непосредственном участии Министерства образования и науки РК, Республиканского и региональных институтов повышения квалификации и переподготовки кадров системы образования, местных исполнительных органов.
В помощь родителям и учителям разработан новый сайт издательства «Алматыкiтап баспасы» – www.almatykitap.kz. На страницах сайта можно ознакомится со всей учебной литературой издательства, вести полемику по вопросам качества наших УМК с авторами и методистами, оставлять замечания, вносить предложения по их совершенствованию. На сайте создан специальный раздел с методическими рекомендациями для учителей и родителей по использованию учебников «Алматыкiтап баспасы».
Стоит также отметить и дополнительную литературу, используемую в учебном процессе.
Для более качественного овладения учащимися знаниями издательством выпускается в свет книжная серия «Школьная библиотека». В этой серии нами изданы такие книги, как «Мысалдар» И.А. Крылова, «Шуақты күндер» З. Ахметовой, «Балаларым бақытым» А. Оразакына и многие другие.
«Алматыкiтап баспасы» имеет практику совместных изданий с ведущими зарубежными издательствами. Мы тесно сотрудничаем с рядом других зарубежных издательств, среди которых «Caramel» (Бельгия), «Oxford Publishing Limited», «Dorling Publishig Limited», «Usborne Publishing Limited». (Великобритания), «Nathan» (Франция), российскими компаниями.
Так совместно с британским издательством «Dorling Publishig Limited» мы издали такие познавательные произведения на казахском и русском языках как «Чувствуешь ли ты силу? Занимательная физика», «Задумайся о числах», «Почему я – это я?», «Это – элементарно! Занимательная химия», «Тело человека. Анатомический атлас».
Книги для детей исторического плана – «Наполеон», «Нельсон», « Христофор Колумб», «Александр Великий» и др., а также многочисленные занимательные словари вышли в свет, благодаря сотрудничеству с английским издательством «Usborne Publishing Limited». Эти произведения трехъязычны - содержат тексты на казахском, русском и английском языках, что делает их привлекательными в плане изучения этих языков. Поскольку, как известно в Государственной программе развития языков на 2011-2020 годы закреплено, что каждый гражданин Республики Казахстан должен знать и использовать как минимум три языка – государственный, русский и английский.
В целом учебная литература, изданная за годы Независимости нашей страны, является конкурентоспособной на мировом рынке, что подтверждается огромным интересом к казахстанским учебникам и УМК на международных книжных выставках и ярмарках в Германии, Великобритании, Франции, России и др.
Однако наряду с успехами в отечественном учебном книгоиздании существует и ряд проблем. Одной из них на современном этапе является удорожание изданий, в том числе и учебных. Если с 2001 г. учебная литература была освобождена от НДС, в настоящее время он опять введен. И фактором, который помог бы решить эту проблему, стал бы такой шаг государства, как отмена НДС на учебную литературу, как это сделано в Украине, Ирландии и др. Или хотя бы его снижение, как в России, Латвии, Бельгии и др. Так общеизвестно, что в Российской Федерации налог на добавленную стоимость составляет 18%, при этом на книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой – всего 10%.
Также необходимо рассмотреть вопрос о параллельном использовании в образовательном процессе нескольких учебных программ по одному предмету, соответствующих единому Государственному стандарту образования, утвержденному Министерством образования и науки. В России, например, существует более десятка авторских программ начального образования, среди которых «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2000...» и «Школа 2100», утвержденных Министерством образования. Таким образом, учителя и родители получают право выбора учебной программы, которая, по их мнению, наиболее подходит для учащихся.
 

В заключение можно сказать, что учебная литература, выпущенная в свет в суверенном Казахстане, является вполне качественной и конкурентоспособной, что является одним из условий для нормального функционирования и развития всего образовательного комплекса страны.


 

 

 



В сети книжных магазинов «Алматыкітап баспасы» вы найдете книги для всей семьи!
© 2004–2016 Алматыкiтап баспасы
Сделано в 4Design
Головной офис:
Республика Казахстан,
г.Алматы, ул. Жамбыла, 111
info@almatykitap.kz
(+7 727) 250-29-58