• Официальный сайт издательства "Алматыкітап баспасы"
КРЕАТИВ - ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ СИНГАПУРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
КАТЕГОРИИ
Фильтр по цене

В августе по инициативе МОН РК и при поддержке Astana Garden School состоялась поездка представителей казахстанских организаций образования в Сингапур и Малайзию. Особо участников поездки интересовало то, как построена система образования в Сингапуре, считающаяся одной из лучших в мире.

Гаухар САЙМАСАЕВА, президент «Алматыкiтап», о самых ярких впечатлениях об этой необычной стране, о заключении меморандума с известным издательством Marshall Cavendish Education и любви сингапурцев к своему делу.

Биткоин миксер bitmix

Как работает биткоин миксер очистка криптомонет

Лучшие биткоин миксеры Топ миксеры криптовалюты

bitcoin mixer проверенный

- Мы посетили одну из старейших начальных школ Сингапура, ей исполняется 110 лет. Чем школа поразила? Уважительным и бережным отношением к своей истории. Если в наших школах есть специальные классы-музеи, доступ к которым часто ограничен, то эта школа начинается с музея, где представлена вся история школы. Очень много материалов об учителях, о детях, об их успехах в разные годы. Все это представлено в интересной инсталляции на китайском и английском языках. Среди экспонатов - парты, использовавшиеся 100 лет назад, или классные журналы, или дипломы учеников разных лет.

- Как проходит само обучение?

- Мы побывали на двух уроках начальной школы: английского языка и математики. Впечатляет богатая учебная среда – использование большого количества игр: настольные, печатные, инсталляции, связанные с математикой, и т.д. Было видно, что дети счастливы на уроках, они не боятся математики, потому что она им дается в доступной форме. И пока каждый ученик не поймет тему, они не переходят к изучению новой, то есть знания даются прочные. Поэтому развитие сингапурских детей – интеллектуальное и физическое – намного опережает развитие их ровесников в других странах, и индекс счастья этих детей выше.

Неслучайно последние 10 лет по различным исследованиям, например, PISA, TIMSS (прим. – международные мониторинговые исследования качества школьного образования в области математики и естественных наук), они всегда на лидирующих позициях. Потому что даются очень прочные знания, не остаётся «белых пятен» в знаниях. При том что классы в школе большие – по 30 – 35 детей. Дети и учителя стараются из всех сил. Учителя так и говорят: «Устанавливаем высокие стандарты, постоянно проводим исследование и ищем способы, как стать лучше нам и детям». При этом дети не растут в тепличных условиях. Они используют методологию или стратегию – сомневаемся и позиционируем проблему, ищем проблему, которую нужно решить. То есть подходят к решению разных проблемных задач критически.

В то же время учителя стараются, чтобы дети реагировали на новое с трепетом и восторгом, считая мир вокруг прекрасным, феноменальным, полным загадок, поражаясь его красоте и пробуя создавать что-то новое.
Для меня было открытием, например, про таксономию Блума (прим. – принципы педагогических целей в познавательной сфере). У нас все знают про шесть уровней мышления по таксономии Блума – от низшего уровня «запоминание» до высшего шестого уровня мышления – «оценка», но вот в Сингапуре эту самую высокую позицию занимает не умение дать оценку той или иной ситуации, проблеме, а «креативное мышление», или умение созидать, создавать продукт.

- В чем это выражается?

- Например, в результатах обучения детей. Хорошие результаты в нашем понимании – это положительные оценки в суммативном или формативном оценивании, а сингапурский школьник выполняет работы творческие, не боится генерировать новые, свежие и оригинальные идеи. Мы считаем, что в школе ребенок должен получать такие знания, чтобы он смог применить их в будущей жизни. В Сингапуре не так, они считают, что в школе ребенок не получает знания, а уже применяет их. Для этого есть всевозможные кружки, лаборатории. Их задача – дать возможность ребенку проявить свой креатив. Вот даже на математике ребенку важно не вычислить какую-то формулу, а применить ее так, чтобы создать какую-то математическую модель, проект или работающее IT-приложение. И у них эти уголки – лаборатории креатива как в классах, так и в библиотеке, где дети вне школьного расписания созидают, работают над конкретным проектом: разрабатывают игру, создают подкаст, фильм, презентацию, композицию, мультики, сочиняют историю, песни, читают рэп, делают электронную книгу, разрабатывают блог, алгоритм и т.д. Я думаю, к этому тезису наши школы тоже должны прийти. Не готовить для будущей жизни, ведь ребенок сейчас жизнь проживает. И он сейчас должен показать свой уровень, на что он способен.

Когда мы спросили: «А как же в других школах»? Нам ответили: «У нас все школы одинаковые, у всех высокий уровень». Когда ребенок счастлив и в школе, и в семье, понятно, что растет творческая личность, которая может создавать какой-то продукт. В Сингапуре нет полезных ископаемых, самая главная ценность для них – люди. И они вкладывают именно в развитие ребенка, в развитие человеческого капитала.

Еще один любопытный пример. Мы побывали в удивительном, очень красивом ботаническом саду, и там тоже есть специальные зоны для детей, где рассказывается, как растет какое-то растение, откуда оно, как его беречь. Это все на основе цифровых технологий. В этом ботаническом саду есть удивительные зеленые башни, мы поинтересовались, что это такое. Оказалось, это выхлопные трубы мусороперерабатывающего цеха. Он находится внизу, под землей, там перерабатывается мусор, энергия, получаемая при этом, используется для бытовых нужд, дым охлаждается, и в определенное время он выпускается абсолютно чистым. Даже в этом прослеживается их философия – казалось бы, мусор, и он трансформируется вот в такую красоту. И энергия идет на пользу людям, и сами трубы – просто произведение искусства.

Это ведь тоже уровень креатива тех людей, которые придумали это. А все почему? Потому что они окончили хорошие школы, их обучали хорошие учителя, и вот такой прекрасный результат был создан ¬– одна из лучших экологических инсталляций в мире. На мой взгляд, горизонты познания у сингапурских детей очень широкие и глубокие. Они повсюду видят лучшие примеры созидания. Отсюда у них способности генерировать и создавать совершенно новое, необычное, способное изменить в лучшую сторону наш мир.

- Мы привыкли к тому, что дети есть дети, и есть отличники, а есть двоечники. Как сингапурским учителям удается держать всех на высоком уровне?

- Вообще, уровень профессионализма в Сингапуре виден везде. И любовь к своей работе. Это становится заметным уже по тому, как дети учатся. «Нельзя плохо учиться», «Мыслим ясно, четко, широко» – это заложено на уровне менталитета. Вся система обучения и развития в школах и вузах ориентирована на получение самых лучших результатов. Ты должен учиться хорошо, потому что страна дает тебе прекрасное образование в отличных условиях, ты должен хорошо работать.

Думаю, будет нонсенс или национальная трагедия, если показатели по той же PISA упадут у Сингапура. Они это четко отслеживают, мы это увидели, посещая главный учительский институт Сингапура Национальный институт образования. По Шанхайскому рейтингу вузов, он занимает 9 место в мире.

Так вот, в педагоги идут самые лучшие выпускники школ. При этом абитуриент обязан пройти полугодовую предварительную стажировку в школе для того, чтобы понять и твердо определиться в своем выборе. По результатам стажировки ему директор школы и опытные учителя дают рекомендацию, что он может стать студентом педвуза. Эта рекомендация имеет решающее значение.

У нас, насколько я знаю, собеседование или психологическое тестирование на профпригодность проводится в стенах вуза, то есть вузовский работник определяет мотивацию абитуриента, а не учитель-практик. Сдав вступительные экзамены, студент получает стипендию 1,5 - 2 тысячи сингапурских долларов вне зависимости от будущей специальности, будет ли он учителем школы или воспитателем в детском саду. Очень важно, что статус педагога школы и детского сада равнозначный.

Подготовка учителей проводится по трем направлениям: непосредственно учитель для работы в школе, учитель-исследователь для работы в исследовательских организациях, учитель-менеджер образования – будущий директор школы или чиновник в органах управления образованием. В основе всей подготовки педагогов заложена теория критического, творческого мышления и исследовательского подхода. На выходе из педвуза все студенты должны иметь магистерскую степень. Стартовая зарплата педагога в зависимости от направления работы и стажа от 3 до 15 тысяч долларов Сингапура.

Мы также посетили издательство Marshall Cavendish Education – одно из крупнейших издательств Сингапура, которое специализируется на создании очень хороших учебников математики и английского языка, а также цифровых платформах. В Сингапуре нет государственной экспертизы учебников. Все работники издательства с педагогическим образованием. И там тоже нам говорили об этой философии – нельзя плохо работать, мы должны так хорошо работать, чтобы позиции лучших в мире сохранять. Вся государственная политика на это направлена. Не формальное достижение позиций, а именно так учить, чтобы ребенок понимал, что в конечном счета благодаря его труду, его хорошей работе страна всегда будет на высоте.

МЕМОРАНДУМ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «АЛМАТЫКIТАП» И ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЕ MARSHALL CAVENDISH EDUCATION

- Во время поездки в Сингапур, организованной МОН РК при поддержке Astana Garden School, мы побывали во всемирно известном издательстве Marshall Cavendish Education. Оно признано не только в Сингапуре, а работает в 70 странах. В США, например, 9 тысяч школ работают по учебникам математики этого издательства. Многие успешные арабские страны перешли на их учебники английского языка и математики. Почему? Дело в грамотно подобранном контенте.

Вообще, нужно сказать, что деятельность издательств в Сингапуре отличается от наших издательств. Я увидела два направления: первое – это мощная система повышения квалификации учителей при издательстве. Проводя тренинги и семинары, издательство имеет право выдавать сертификат, признаваемый при повышении уровня квалификации педагога. Второе направление связано с разработкой нового содержания образования под установки, определяемые министерством образования. Издательства разрабатывают новое содержание, с ними советуются и министерство образования, и другие издательства. По сути, я увидела у сингапурского издательства часть функции, которую выполняет наша Национальная академия образования.

Основные государственные ориентиры в Сингапуре (мы называем это госстандарт) задает министерство образования. Оно за 2 года информирует издательства, что нужно выпустить учебник, допустим, математики. Им дается 2 года на разработку, это достаточно серьезный срок чтобы подготовить качественные учебники. Затем они подбирают авторский коллектив, получают от министерства образования программы с ожидаемыми результатами образования. Задача издательства – под этот результат сформировать понятный и логичный контент. После выхода учебника – проводить масштабную работу с учителями, чтобы они использовали именно этот учебник.

- Как формируется авторский коллектив?

- Обычно авторы – это профессора национального института образования, академии учителей Сингапура и учителя-практики, здесь мы с ними схожи. Мы тоже так свои авторские коллективы формируем, обязательно ученый-консультант, а основная группа разработчиков – это учителя, хорошо знающие и успешно применяющие методологию обновленного содержания.
Конечно, в Сингапуре работает несколько издательств, но судьбу учебника в конечном итоге определяет школа. У них нет государственной экспертизы, учебник выбирает школа. Поэтому у них такая сильная система повышения квалификации учителей, то есть издательство собирает сообщество учителей вокруг себя: чем больше учителей знают о твоем продукте – учебнике, тем он более становится востребованным.

Мы в нашем издательстве «Алматыкiтап» делаем фокус на работу со школами и учителями, у нас есть опытные педагоги, специалисты, которые работают в этом направлении. Рынок, наверное, будет и дальше диктовать эту необходимость. Возможно, в перспективе мы тоже выйдем на этот уровень. И тогда нашей задачей будет научиться так работать со школами, как работают издательства Сингапура.

Интересно: при том, что образование бесплатное, учебники платные для родителей. Они платят примерно 100 – 150 сингапурских долларов на покупку учебников по 7 предметам для начальной школы.

- Как занимаются сингапурские дети: по бумажным учебникам или по электронным?

- Один день в неделю все дети занимаются на компьютерах, планшетах: работают в интернете, занимаются на платформах цифровых ресурсов. То есть откладывают в сторону все свои печатные учебники и тетради и занимаются на цифровой платформе. В школе с помощью искусственного интеллекта отслеживают «цифровой след» каждого ребенка по ID: как ребенок занимался, сколько времени он занимался, и вообще – тем ли он занимался, чем следует.

Издательство Marshall Cavendish нам продемонстрировало 3 платформы: одна для дошкольников: игры, песенки, стихотворения, при этом дизайн самого высокого уровня, прекрасная анимация. Вторая платформа для начальной школы. Допустим, платформа по математике содержит 150 тысяч задач: аудио, видео, анимация. Для учителя очень удобно, одним кликом он может сформировать задание на урок. Третья платформа продвинутая, по их утверждениям, аналогов у нее нет, это платформа предназначена для структурированного анализа письменных работ, сочинений, эссе. Оценка работы школьника производится по многочисленным параметрам на основе искусственного интеллекта. А демонстрировали все возможности платформ топ-менеджер издательства Хайри Абдуллах и наш соотечественник, победитель республиканских и международных олимпиад, дарыновец, выпускник БИЛ г. Тараза и Наньянского технологического университета (NTU) Талгат Саилов.

- Есть ли платформы, которые были бы похожи на платформу opiq.kz, которую сегодня использует «Алматыкiтап»?

- В Сингапуре я не увидела такого подхода, как наш, чтобы платформа содержала учебник с интерактивными опциями. У них подход другой, 150 тысяч задач по математике по различным классам, по различным темам. Но они не дают базовый или альтернативный учебник. У них нет понятия единый базовый учебник, все учебники альтернативные.

Но я снова хочу подчеркнуть уровень профессионализма редакторов, менеджеров издательства, глубокое ими знание всех международных трендов, связанных с образованием, нам тоже необходимо проводить курсы, хотя у нас сильные специалисты, но не мешает обновлять им знания с учетом последних трендов.

Мы заключили меморандум о сотрудничестве с издательством Marshall Cavendish Education, сейчас ожидаем приезда к нам одного из лучших менеджеров. Думаем, что нашим редакторам, методистам, художникам, верстальщикам будет интересно узнать о деятельности этого издательства и о системе образования Сингапура в целом не с точки зрения структуры, а с точки зрения наполнения содержанием: как выстроить современный контент, какие цели надо ставить, как помочь педагогам и родителям воспитать креативного и хорошего человека через цифровые платформы и печатные учебники.

Мне бы хотелось выразить благодарность всем организаторам нашей обучающей и исследовательской поездки: команде Astana Garden School и лично Нурмухаммеду Досыбаеву, а также директору школы №54 г. Нур-Султан и по совместительству замечательному координатору нашей группы Шакариму Сейсебай.

Смотреть все новости

Комментарии

Оставить комментарий